Эксперт
Сергей
Сергей
Задать вопрос
Мы готовы помочь Вам.

Учиться трудно. Особенно этот факт касается высших учебных заведений. Студенческая жизнь насыщена самыми разными событиями и эмоциями, она настолько полна, что выделить в ней место и время для качественной учебы сложно.

 

На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияет множество факторов. Основным фактором, определяющим успех в учебе студента, является владение навыками самоорганизации, планирования и самоконтроля, а также уровень довузовской подготовки и волевые качества. Тот, кто делает все вовремя (ну или почти все), избавляет себя от вороха учебных проблем! Вам кажется невероятным то, что в сессию можно отдыхать? Очень даже! Студенты учащиеся без «хвостов», как правило, получают зачеты и экзамены автоматом. Преподаватели их любят и уважают.

На втором месте в списке факторов, определяющих успех учебы студента, стоят мотивы выбора вуза, а также адекватность исходных представлений о вузовском обучении. Поступив и обучаясь в вузе, большая часть студентов вообще не понимает куда они поступили и зачем. Практически всем процесс обучения до поступления казался другим: более интересным, более легким и т.п. Многие за годы учебы понимают, что поступили не туда, многие бросают, а остальная часть все равно учится, потому что деваться уже некуда, да и время назад не вернуть. Очень часто отсутствие, или низкий уровень развития определенных, профессионально важных способностей, просто делает недоступным успешное обучение в вузе соответствующего профиля.

Между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения также существует прямая связь. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто больше направлен на получение профессии, часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные», что зачастую сказывается на успеваемости. А те студенты, которые учатся ради «корочки», нередко используют в учебе такие средства ее получения, как нерегулярные занятия, «штурм», использование шпаргалок, различные способы списываниядачу взяток и т.п., что также значительно сказывается на успеваемости.

Для того, чтобы таких ситуаций не возникало, внимательно изучайте порядок и особенности обучения в выбранном вузе. Не поленитесь – почитайте студенческие форумы. Это даст Вам возможность «окунуться» в студенческий мир, прочувствовать его дух, настроение, проблемы. Подумайте: так ли важна для Вас дальнейшая учеба, действительно ли Вам нужен диплом. Внимательно отнеситесь к выбору профиля и вуза, ведь от него в большей степени зависит Ваше будущее!

Третье место в списке занимает фактор наличия платы за обучение, а также ее величина. Как оказалось, многие ленивые студенты учатся в вузе лишь потому, что родители за обучение платят! Учеба студента вуза стоит недешево, деньги из семейного бюджета обычно «выкраиваются», в итоге многим приходится учиться, дабы не разочаровать родителей и не выкинуть деньги «на ветер». Аналогичная мотивация имеет место у студентов, обучающихся на бюджетном месте, если оно им далось с трудом.

Если же говорить в общем о «коммерческих» и «бюджетных» студентах, то первые чаще нацелены именно на получение знаний, приобретение профессии и дальнейшее саморазвитие, вторые же зачастую учатся просто чтобы получить диплом, пожить студенческой жизнью, провести исследование и т.п. Тем не менее, успех в учебе студентов «коммерческих» существенно хуже, чем у «бюджетников».

На четвертом месте списка находится фактор организации учебного процесса в вузе и уровень квалификации преподавателей. В не престижные вузы хороших преподавателей найти трудно. Особенно это касается сложных технических специальностей. Бывает, что основные профилирующие предметы ведут аспиранты, естественно, не имеющие никакого педагогического образования. Качество образования в России в целом с каждым годом снижается.

Пятое место списка занимают индивидуальные психологические особенности студента. Наверняка, многие из Вас уже задумывались, почему одни студенты много и охотно занимаются учебой, с удовольствием преодолевая возникающие трудности, в то время как другие все делают только «из-под палки», а появление даже незначительных препятствий в учебе резко снижает их желание заниматься учебной деятельностью. Проявление или не проявления активности в учебной деятельности, как выяснилось по результатам многочисленных исследований, зависит от уровня интеллекта, способности к обучению, креативности, учебной мотивации, самооценки и др. Но, как ни странно, даже сочетание всех вышеперечисленных свойств не достаточно для того, чтобы гарантировать формирование установки учащегося на постоянный труд по овладению знаниями в условиях множества неудач, которые неизбежны в учебе студента. Его поведение в процессе обучения подвергается также сильнейшему влиянию со стороны темперамента и свойств нервной системы в целом. Для людей с разным типом темперамента одни и те же условия могут быть благоприятными для успешного обучения, а могут неблагоприятными. Организация обучения в современных вузах характеризуется длительной, напряженной работой,  ответственностью, дефицитом времени при контрольных срезах и ответах на занятиях, работой после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно, работой в ситуации, требующей постоянного отвлечения (на реплики преподавателя, на вопросы других студентов), работой в шумной, неспокойной обстановке и т.п. Данные условия более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой, поэтому среди них больше тех, кто хорошо учится, чем среди студентов, имеющих слабую и инертную нервную систему. Последним лучше удается выполнение монотонной работы, действия по схеме или шаблону, самостоятельная работа.

Студенты с сильной нервной системой способны, легко мобилизуясь, подготовиться к экзамену «аврально», за одну ночь, а сдать экзамен умудряются, даже если ничего не знают. Лицам со слабой нервной системой для достижения успеха в учебе необходимо заниматься системно, т.е. постоянно, в противном случае для них велик риск не справиться с перегрузкой и отчислиться за неуспеваемость.

Что касается самооценки, то студенты, имеющие высокую самооценку, более уверены в своих силах, они готовы браться за решение трудных задач.

Помимо вышеперечисленных, на успех учебы студентов оказывают влияние такие факторы, как форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.), семейное положение, состояние здоровья,  возраст, престижность вуза и др.

Успех в учебе студента определяется также отношением к нему преподавателей. Не злите их, уважайте. Не опаздывайте – следите за временем. Приходя на пару позже преподавателя, Вы показываете ему свое неуважение. Мало того, пропускаете некоторую полезную информацию и новости, которые обычно озвучиваются перед началом занятия. Ваша же пунктуальность, наоборот, произведет положительное впечатление на  преподавателя. Задайте ему вопросы по теме – так он будет думать,  что Вы действительно хотите знать все больше о предмете.

Будьте уверенны в себе, умейте отстаивать свои взгляды, приводите факты.

Учитесь, обучая. Особенно легко следовать данному совету ответственным людям, ведь подвести себя – это одно, а кого-то – совсем другое. Выберите себе подопечного, лучше одногруппника, которому Вы будете помогать в учебе, который обрадуется Вашей помощи. Ведь для того, чтобы объяснить материал кому-то, нужно самому изучить его «от и до».

Планируйте свои дела, выделяйте главное, расставляйте приоритеты. Четко формулируйте цели и составляйте план действий, необходимых для их достижения, отслеживайте его выполнение и оценивайте результат. Умение планировать обеспечит не только успех в учебе, но и будущие профессиональные достижения.

Не забывайте отдыхать, «развеиваться». В учебной студенческой деятельности полноценный отдых очень важен. Лучший отдых – это другая деятельность.

Безусловно, приведенные выше факторы и советы – это неполный список, но его основная часть. Следуя вышеприведенным советам, можно значительно повысить шансы на успех в студенческой учебе.

Была ли полезна данная статья?
Да
46.15%
Нет
53.85%
Проголосовало: 13

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram