Эксперт
Сергей
Сергей
Задать вопрос
Мы готовы помочь Вам.

1.    Нравственная практика как основной элемент морали. Связь нравственной практики с другими элементами морали.

Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

В целях систематизации Г.Н. Кузьменко выделяет в структуре нравственности следующие элементы:

1) нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
2) нравственная практика;
3) нравственные отношения.

Нравственная практика включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.

Нравственная практика – это реализация принципов и понятий, заложенных в моральном сознании. «Элементом» или «клеткой» нравственной практики (нравственного поведения) считается поступок. В этом смысле поступок – действие, имеющее положительную нравственную направленность (отрицательная направленность свойственна проступку).

Ясно, что справедливо оценить поведение человека иногда бывает очень сложно. При анализе поведения следует учитывать такие факторы, как

1) мотив, исходное намерение (однако «благими намерениями вымощена дорога в ад»);
2) последствия;
3) условия, в которых был совершен поступок;
4) средства, которыми достигается цель.

В повседневной жизни встречаются самые различные примеры нравственного поведения. Большинство людей держится «золотой середины». Этому способствуют законы коллективно психологии, традиции, стереотипы поведения и многое другое. Но главный фактор нравственного поведения – моральные убеждения личности, волевой настрой, нравственная культура.

Нравственная практика – всегда выбор. Он невозможен без определенной свободы. Поэтому свобода личности является одной из стержневых проблем этики. Что это? Ничем не ограниченные действия или?

В понимании свободы есть две крайности. Первая – фатализм, говорящий, что все в этом мире уже предопределено и от судьбы не уйдешь. Но при таком понимании жизни нельзя серьезно говорить об ответственности человека за свои поступки; оно может привести к пассивности, размытости понимания добра и зла. Вторая крайность – волюнтаризм, полагающий, что воля человека не должна быть ограничена ничем. В этом случае тоже очень легко прийти к игнорированию высших моральных ценностей.

Вероятно, истина посередине. Индивид может реализовывать свою свободу в определенных рамках, которые заданы внешними обстоятельствами (природными, социальными, культурными) и возможностями данного конкретного человека.

Очень многие мыслители трактуют свободу как возможность выбора между добром и злом. Однако, скажем, преступника вряд ли можно назвать свободным человеком, ибо он не является человеком в высоком смысле. Только в добре человек реализует свою сущность, свою свободу; в противном случае он превращается в низшее существо. Значит, нравственная свобода – не столько выбор между добром и злом, сколько выявление оптимальных способов утверждения добра в конкретной ситуации (ведь нет добра в чистом виде).

Изучая нравственную практику, мы неизбежно встретимся с противоречием, которое называется «моральный конфликт». Моральный конфликт возникает тогда, когда человеку приходится выбирать между двумя взаимоисключающими в данных конкретных условиях нравственными ценностями. Например, коллизия между чувством и долгом, описанная в повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Как же выходить из ситуации морального конфликта?

Иногда говорят об иерархии ценностей; но такие разговоры приемлемы для генерала, который может пожертвовать ротой ради, скажем, дивизии, и неприемлемы для морального сознания. Говоря словами героя Ф. М. Достоевского, даже мировая гармония ничего не стоит, если ради нее пролилась слезинка ребенка, и пусть эти уверения покажутся многим оторванными от жизни и нереальными.

Источники:

http://www.textfor.ru/filosofiia/kontrolnaia-rabota-po-etike.html
http://www.refsru.com/referat-9888-2.html
http://www.abccba.ru/abc18.php

2. Этикетные правила представлений, приветствий, знакомств.

Встречи и знакомства с новыми людьми — это всегда ответственное и волнительное мероприятие. Иногда от того, как пройдет первая встреча зависит дальнейшее общение с человеком.

Знакомства всегда начинается с представления. Можно выделить две основные модели знакомства: когда Вас представляют, и когда Вы представляетесь сами. В первой ситуации, когда Вы представляете или представляют Вас, существуют следующие правила.

•    Мужчин и женщин, младших по возрасту и по положению представляют старшим.
•    Гостей, приходящих позже — присутствующим. То есть, если Вы хотите познакомить своих друзей с родителями, представить кого-либо своему начальнику, то Вам необходимо учитывать этот порядок. «Мама, познакомься это мой друг Андрей», «Разрешите познакомить Вас …», — вот те слова, с которых начинается знакомства в данном случае. Безусловно, нельзя забывать, о том, что сначала необходимо поздороваться. Представив старшему младшего, не забывайте, что, представляя своих родителей, начальника, коллег и т.д. Вам следует назвать их имя и отчество.
•    В равных условиях (по положению и возрасту) мужчину представляют женщине.
•    Очень некрасиво, когда человек, знакомящий других подводит их друг к другу и говорит «знакомьтесь», а после к тому же уходит. Коль Вы уже выбрали для себя роль знакомящего, необходимо ее сыграть до конца и представить незнакомых друг другу.
•    Если представляющий знакомит людей одного возраста и пола, он должен представить менее знакомого более знакомому. Например, в большой компании Вы хотите познакомить своих друзей с новым для них человеком. Так Вы должны представить нового (менее) знакомого своим друзьям. Человек, которому представляют нового знакомого, может назвать свое имя (фамилию) и добавляет: «Очень приятно».
•    Если мужчина во время представления сидит, он должен встать. Женщина может и не вставать, за исключением тех случаев, когда ее представляют женщине более старшей по возрасту и по положению.
•    На мероприятии, встретив и проводив гостя в комнату, всем находящимся там, называют его имя. После гостю называют имена присутствующих. Если гостей немного, можно познакомить всех по отдельности. В ситуации, когда гость опоздал и пришел тогда, когда все уже сидят за столом, его проводят на место и знакомят (если большая компания) лишь с соседями по столу.

Если нет посредника, к помощи которого Вы могли бы прибегнуть при знакомстве, Вы можете представиться и сами. Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым, подчиненный начальнику, младший старшему, один человек представляется паре или группе, даже женщина.

Когда необходимо представить одновременно нескольких лиц человеку известному, заслуженному, то его фамилию не произносят вовсе (предполагается, что все ее знают).

Своих жену, мужа, дочь, сына представляем словами: “Моя жена”, “Моя дочь”. Знакомство с матерью и отцом – исключение из этого правила: всех знакомых представляем родителям, а не наоборот.

Абсолютно недопустимы уточнения типа: “Господин N – брат известного актера Z!”

Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.

Вежливость предполагает, прежде всего, приветствие, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Первичное правило приветствия состоит в том, что в любой ситуации оно должно показывать вашу расположенность и доброжелательность.

Источники:

Рыданова И.И. Уроки этикета. Мн.,1988.
Кузнецов И.Н. Все об этикете. Мн.,2005.
http://www.lovebody.ru/pi-Etiketnye-pravila-znakomstva/LoveBody.html
http://www.tigf.org/Etiket-privetstvij-i-predstavlenij.html
Была ли полезна данная статья?
Да
52.17%
Нет
47.83%
Проголосовало: 23

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram