Эксперт
Сергей
Сергей
Задать вопрос
Мы готовы помочь Вам.

Задание 1. Перечислите основные методологические подходы к преподаванию предмета “История России”
Задание 2.Разработайте поурочно-тематический план базового уровня обучения, используя приведенную ниже схему.

Словарь темы
Тематическое планирование – разработка содержания и процесса обучения какому-либо предмету или его части на основе ФГОС и программно-методических комплексов. Тематический план может быть кратким и расширенным, с обоснованием ключевых идей (аксиологических акцентов), понятий, программы развития учащихся, форм учебных занятий, видов познавательной деятельности, способов проверки и критериев оценки учебных достижений и др.
1. Принципы разработки и использования тематического планирования в школьных курсах истории
В теории и практике обучения истории существует несколько видов тематических планов:
– простой календарно-тематический план удобен для распределения содержания учебного материала во времени, по темам и параграфам учебника (схема 1);

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ  РАСШИРЕННОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Обязательные компоненты: проблемно-тематический блок (тема, количество запланированных часов)
образовательная программа
тема и основные вопросы (план) учебного занятия
ключевые вопросы темы

Вариативные компоненты:
ведущие аксиологические идеи параграфы учебника другие средства, используемые на занятии
основные понятия
программа развития учащихся
межпредметные и межкурсовые связи
формы учебных занятий
индивидуальные познавательные задания (опережающие, по выбору учащихся, т.п.)
задания, аналогичные ЕГЭ по истории формы текущего и итогового контроля региональный (национально-региональный) компонент

Схема 2
Формы учебных занятий по истории в тематическом блоке

1-й этап 2-й этап 3-й этап
вводный основной заключительный
Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Повторительно-обобщающим урок
Вводная обзорная лекция Комбинированный урок Контрольный урок
Лабораторная работа по учебнику
Тематическая лекция Заключительная обзорная лекция
Лабораторное занятие по учебнику Обобщающий семинар
Лабораторное занятие по документам
Тематический семинар
Практическое занятие с презентацией
Практическое занятие по решению учебных проектов, познавательных задач и развитию  практических умений и т.п.
Обзорная экскурсия
Тематическая экскурсия
Дискуссия
Диспут
Коллоквиум (собеседование)
Планомерно усложняются и дифференцируются виды учебной работы учащихся в соответствии с целями, содержанием и логикой образовательного процесса;
на разных этапах учебного занятия и тематического блока используются разнообразные и полифункциональные типы познавательных заданий в целях актуализации, диагностики, совершенствования, проверки и самопроверки учебных достижений школьников и объективной оценки результатов образования;
у учителя появляется возможность заранее планировать и готовить учащихся к учебным занятиям и заданиям, требующим большого количества
времени и привлечения дополнительных источников (семинары, доклады, проекты и т. п.);
в рамках тематического блока учитель может предусмотреть и использовать несколько моделей интеграции федерального и национально-регионального компонентов в содержании образования.
Задание 1. Обсудите с учителями вопросы:
1. С каким видом тематического плана вам чаще всего приходится иметь дело в обучении истории и/или в подготовке методических рекомендаций?
Почему?
Удовлетворяет ли вас данная форма тематического плана? Свой ответ объясните.
Какую роль в деятельности учителя, по вашему мнению, играет или должен играть тематический план?
Сформулируйте как можно больше причин, осложняющих работу учителя истории / методиста с тематическим планом (проводятся общий
«мозговой штурм» или работают две группы: «учителя и «методисты»).
Проанализируйте свои предположения и распределите их по соответствующим проблемным группам:
Группы проблем Причины
1) проблемы организационного характера (время, объем работы, набор текстов и т.п.)
2) проблемы методического характера (планирование на долгую перспективу, формулирование тем и вопросов, контрольных и творческих заданий, выбор типов урока и т.п.)
3) проблемы субъективного характера

Варианты тематического планирования
По замыслу авторов курса, основные задачи Книги для учителя состоят в том, чтобы проанализировать и объяснить историческое развитие нашей страны во второй половине XX – начале XXI вв. с точки зрения влияния Победы СССР во второй мировой войне на другие государства и народы, и факторов, обеспечивших, с одной стороны, поразительные успехи» в исследовании космоса, ядерной энергетике и т.д., а с другой – приведших к «застою, отрицанию новшеств, отказу от новаторства» и т.п., а в конечном итоге – к распаду государства, проблемам в 1990-е гг. и выбору нового стратегического курса России.
При работе над кратким тематическим планированием 3 (приложение 1) авторами была предпринята попытка соотнести эти вопросы с содержанием конкретных тем программы и глав учебника, выделить сквозные вопросы, объединяющие материалы нескольких занятий и параграфов, разворачивающие процесс социально-политической, экономической и культурной жизни страны и общества, которые так же обозначают критические точки развития и альтернативные решения возникающих проблем, «поворотные пункты» отечественной истории.
Так в тематическом планировании появилась принципиально новая рубрика «Ключевые вопросы».
В виде ключевых идей в тематическом плане, представлены проекты ценностно-содержательных выводов относительно ведущих социально-экономических, политических и культурных явлений и процессов XX-начала ХХI вв.
Задание 2 (практическая работа в группах учителей или индивидуально)
Определитесь с набором граф для расширенного тематического планирования, которое вы собираетесь разработать для базового или профильного курса по новейшей истории России.
Выберите один из тематических блоков курса и разработайте на его примере расширенное тематическое планирование.
Составьте краткую пояснительную записку, в которой объясните свою модель тематического плана:
1) чем обусловлен ваш выбор именно этих компонентов для разработки расширенного тематического планирования?
2) какие методические стратегии заложены в данный план для реализации аксиологической концепции курса новейшей истории России?
3) каковы прогнозируемые образовательные, воспитательные и развивающие результаты изучения данной темы в соответствии с представленным планом?
4) какие положения, включенные в план учебных занятий, должны подвести старшеклассников к ответам на ключевые вопросы данной темы?
5) чем обусловлен выбор и последовательность запланированных форм учебных занятий в этом проблемно-тематическом блоке?
6) каким образом в планировании содержания и процесса изучения данной темы вы предусмотрели процедуру диагностики, проверки и оценки учебных достижений школьников?
Сопоставьте разные субъектные подходы (управленцы / методисты / учителя) к оценке качества тематического плана, выявите и объясните причины различий.

Была ли полезна данная статья?
Да
65%
Нет
35%
Проголосовало: 120

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram