Эксперт
Сергей
Сергей
Задать вопрос
Мы готовы помочь Вам.

Методика: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко).

Цель: провести диагностику синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) – выявить уровень сформированности каждой фазы его развития, определить ведущие симптомы в каждой фазе и установить общий уровень СЭВ.

Объект: синдром эмоционального выгорания.

Предмет: уровень сформированности и ведущие симптомы СЭВ.

Материал и оборудование: текст опросника, бланк ответов, ручка.

Процедура:

Исследователь предлагает респонденту опросник из 84 утверждений, с каждым из которых следует выразить согласие (поставив в бланке знак «+») или несогласие (знак «–»). Опросник позволяет диагностировать каждую из фаз развития СЭВ на основе четырех характерных для каждой фазы симптомов.

 

Испытуемые и ситуация исследования:

3 человека; все женщины, имеющие социономическую профессию (преподаватель, менеджер по продажам, менеджер по управлению персоналом). Возраст – 40-50 лет.

Результаты исследования.

Протокол первичных данных

 

Вопросы

Исп.

№ 1

Исп.

№ 2

Исп.

№ 3

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

+

+

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

+

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

+

+

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

+

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.

+

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

+

+

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

+

10. Моя работа притупляет эмоции.

+

+

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

+

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

+

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

+

14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.

+

+

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

+

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

+

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

+

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

+

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

+

+

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

+

+

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

+

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

+

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

+

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.

+

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

+

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

+

+

+

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

+

+

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

+

34. Я очень переживаю за свою работу.

+

+

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

+

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

+

+

+

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

+

+

+

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

+

+

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

+

+

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.

+

+

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

+

+

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

+

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

+

+

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

+

+

47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.

+

+

49. На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.

+

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

+

+

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.

+

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

+

+

+

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

+

56. Я часто работаю через силу.

+

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

+

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

+

+

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как всё надоело, никого бы не видеть и не слышать.

+

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

+

+

61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.

+

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

+

+

+

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

+

+

64. Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.

+

66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

+

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

+

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий и отрицательных эмоций.

+

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

+

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

+

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

+

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

+

+

+

75. Моя карьера сложилась удачно.

+

+

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

+

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

+

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями.

+

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

+

+

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

+

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Алгоритм обработки результатов:

1) Каждая из трех фаз СЭВ («Напряжение», «Резистенция», «Истощение») включает 4 симптома (всего 12). Определяется показатель каждого симптома в баллах: при совпадении ответа с ключом начисляется число баллов, указанное в ключе в графе «Б», затем количество баллов по каждой шкале суммируется.

 

Ключ к опроснику:

Фаза

стресса

симптомы

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Напряжение

Переживание психотравмирующих обстоятельств

1+

2

13+

3

25+

2

37-

3

49+

10

61+

5

73-

5

Неудовлетворенность собой

2-

3

14+

2

26+

2

38-

10

50-

5

62+

5

74+

3

«Загнанность в клетку»

3+

10

15+

5

27+

2

39+

2

51+

5

63+

1

75-

5

Тревога и депрессия

4+

2

16+

3

28+

5

40+

5

52+

10

64+

2

76+

3

Резистенция

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

5+

5

17-

3

29+

10

41+

2

53+

2

65+

3

77+

5

Эмоционально-нравственная дезориентация

6+

10

18-

3

30+

3

42+

5

54+

2

66+

2

78-

5

Расширение сферы экономии эмоций

7+

2

19+

10

31-

2

43+

5

55+

3

67+

3

79-

5

Редукция профессиональных обязанностей

8+

5

20+

5

32+

2

44-

2

56+

3

68+

3

80+

10

Истощение

Эмоциональный дефицит

9+

3

21+

2

33+

5

45-

5

57+

3

69-

10

81+

2

Эмоциональная отстраненность

10+

2

22+

3

34-

2

46+

3

58+

5

70+

5

82+

5

Личностная отстраненность (деперсонализация)

11+

5

23+

3

35+

3

47+

5

59+

5

71+

2

83+

10

Психосоматические и психовегетативные нарушения

12+

3

24+

2

36+

5

48+

3

60+

2

72+

10

84+

5

 

2) Подсчитывается показатель каждой фазы развития СЭВ (сумма показателей четырех соответствующих симптомов) и итоговый показатель СЭВ (общая сумма баллов).

3) Полученные значения (показатель каждого симптома, показатель фазы, итоговый показатель) сравниваются со шкалой для выявления уровня сформированности:

 

Шкала определения по показателям в баллах уровня сформированности отдельного симптома / фазы / СЭВ

Показатель в баллах

Уровень сформированности

Отдельный симптом СЭВ

9 и менее

Симптом не проявляется

10-15

Складывающийся симптом

16 и более

Сложившийся симптом

20 и более

Доминирующий симптом в фазе (или во всем СЭВ)

Фаза развития СЭВ

36 и менее

Не сформирована

37-60

Формируется

61 и более

Сформирована

 СЭВ

Менее 120

Не сформирован

121-240

Формируется

Более 240

Сформирован

 

Ниже представлены итоги расчетов и сопоставлений со шкалой (см. табл. 1.):

Таблица 1.

Показатели СЭВ (для трех испытуемых)

Показатель (симптом /

фаза / СЭВ)

Исп. № 1

Исп. № 2

Исп. № 3

Баллы

Уровень

Баллы

Уровень

Баллы

Уровень

Переживание психотравмирующих обстоятельств

7

Не проявлен

25

Домини-рующий

2

Не проявлен

Неудовлетворенность собой

8

Не проявлен

18

Сложив-шийся

13

Складыва-ющийся

«Загнанность в клетку»

0

Не проявлен

18

Сложив-шийся

16

Сложив-шийся

Тревога и депрессия

5

Не проявлен

13

Складыва-ющийся

0

Не проявлен

Фаза «Напряжение»

20

Не сфор-мирована

74

Сформи-рована

31

Не сфор-мирована

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

10

Складыва-ющийся

12

Складыва-ющийся

13

Складыва-ющийся

Эмоционально-нравственная дезориентация

9

Не проявлен

15

Складыва-ющийся

25

Домини-рующий

Расширение сферы экономии эмоций

10

Складыва-ющийся

16

Сложив-шийся

0

Не проявлен

Редукция профессиональных обязанностей

17

Сложив-шийся

27

Домини-рующий

2

Не проявлен

Фаза «Резистенция»

46

Форми-руется

70

Сформи-рована

40

Форми-руется

Эмоциональный дефицит

17

Сложив-шийся

20

Домини-рующий

13

Складыва-ющийся

Эмоциональная отстраненность

12

Складыва-ющийся

8

Не проявлен

13

Складыва-ющийся

Личностная отстраненность (деперсонализация)

0

Не проявлен

25

Домини-рующий

0

Не проявлен

Психосоматические и психовегетативные нарушения

12

Складыва-ющийся

10

Складыва-ющийся

3

Не проявлен

Фаза «Истощение»

41

Форми-руется

63

Сформи-рована

29

Не сфор-мирована

Итоговый показатель СЭВ

107

Не сфор-мирован

207

Форми-руется

100

Не сфор-мирован

Анализ и интерпретация результатов:

Как следует из табл. 1, у испытуемой № 1 фаза «Напряжение» не сформирована, фазы «Резистенция» и «Истощение» формируются. Ведущий (сложившийся) симптом фазы «Резистенция» «редукция профессиональных обязанностей» – «проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат» (В. В. Бойко)1. Ведущий (сложившийся) симптом фазы «Истощение» «эмоциональный дефицит» – переживается как ухудшение способности к эмпатии2. В целом синдром эмоционального выгорания у испытуемой № 1 не сформирован (107 баллов), – тем не менее, учитывая формирование двух фаз СЭВ, испытуемой стоит уделить внимание оптимизации режима труда и отдыха и использованию техник медитации и релаксации.

У испытуемой № 2 все фазы СЭВ сформированы. Доминирующий симптом фазы «Напряжение» «переживание психотравмирующих обстоятельств» проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе не устранимы3. Доминирующий симптом фазы «Резистенция» – «редукция профессиональных обязанностей»: попытки облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат. В фазе «Истощение» ведущими являются симптомы «эмоциональный дефицит» (переживание ухудшения способности к эмпатии) и «личностная отстраненность (деперсонализация)» полная или частичная утрата интереса к человеку, которая может привести к эмоционально-волевому антигуманистическому настрою)4. В целом синдром формируется (207 баллов). Учитывая то, что сформированы все фазы СЭВ, включая фазу «Истощение» (которую В. В. Бойко характеризует как «более или менее выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы»5), испытуемой рекомендуется использование техник реабилитации и профилактики эмоционального выгорания, в частности техник тайм-менеджмента, оптимизации порядка труда/отдыха; повышения стрессоустойчивости (творчество, медитация); использование правил субординации (отстаивания профессиональных границ)6; при возможности – консультация у психолога.

У испытуемого № 3 формируется фаза «Резистенция», главным образом за счет симптома «эмоционально-нравственная дезориентация», который являются доминирующим не только для данной фазы, но и в общей картине эмоциональной жизни испытуемого. Симптом представляет собой нарушение принципа безоценочного отношения к людям, когда «эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства»7. Фазы «Напряжение» и «Истощение» не сформированы. В целом СЭВ у испытуемого № 3 не диагностируется (не сформирован – 100 баллов), – тем не менее, учитывая наличие доминирующего симптома, испытуемому стоит уделить внимание оптимизации режима труда и отдыха.

 

Выводы:

В результате диагностики СЭВ установлено, что у испытуемой № 1 формируются фазы «Резистенция» (ведущий симптом «редукция профессиональных обязанностей») и «Истощение» (ведущий симптом «эмоциональный дефицит»). В целом СЭВ не сформирован.

У испытуемой № 2 все фазы СЭВ сформированы. Ведущий симптом фазы «Напряжение» «переживание психотравмирующих обстоятельств», фазы «Резистенция» «редукция профессиональных обязанностей», фазы «Истощение» «эмоциональный дефицит» и «личностная отстраненность (деперсонализация)». СЭВ формируется.

Результаты испытуемого № 3: формируется фаза «Резистенция»; ее ведущий симптом «эмоционально-нравственная дезориентация»; фазы «Напряжение» и «Истощение» не сформированы. СЭВ также не сформирован.

Была ли полезна данная статья?
Да
65.78%
Нет
34.22%
Проголосовало: 187

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram