Задание к лабораторной работе. Эмоции

Методика: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко).
Может быть интересно
Цель: провести диагностику синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) – выявить уровень сформированности каждой фазы его развития, определить ведущие симптомы в каждой фазе и установить общий уровень СЭВ.
Объект: синдром эмоционального выгорания.
Предмет: уровень сформированности и ведущие симптомы СЭВ.
Материал и оборудование: текст опросника, бланк ответов, ручка.
Процедура:
Исследователь предлагает респонденту опросник из 84 утверждений, с каждым из которых следует выразить согласие (поставив в бланке знак «+») или несогласие (знак «–»). Опросник позволяет диагностировать каждую из фаз развития СЭВ на основе четырех характерных для каждой фазы симптомов.
Испытуемые и ситуация исследования:
3 человека; все женщины, имеющие социономическую профессию (преподаватель, менеджер по продажам, менеджер по управлению персоналом). Возраст – 40-50 лет.
Результаты исследования.
Протокол первичных данных
Вопросы |
Исп. № 1 |
Исп. № 2 |
Исп. № 3 |
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. |
– |
+ |
+ |
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. |
+ |
– |
– |
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). |
– |
+ |
+ |
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). |
– |
– |
– |
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. |
+ |
– |
– |
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера. |
– |
– |
+ |
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. |
– |
– |
– |
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). |
+ |
+ |
– |
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. |
– |
– |
+ |
10. Моя работа притупляет эмоции. |
+ |
+ |
– |
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. |
– |
+ |
– |
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. |
– |
+ |
– |
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. |
– |
+ |
– |
14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения. |
– |
+ |
+ |
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. |
– |
+ |
– |
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. |
– |
– |
– |
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. |
– |
+ |
– |
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. |
+ |
– |
– |
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. |
– |
– |
– |
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. |
– |
+ |
– |
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. |
+ |
+ |
– |
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. |
– |
+ |
+ |
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. |
– |
– |
– |
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. |
– |
+ |
– |
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. |
+ |
– |
– |
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. |
– |
– |
– |
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. |
– |
+ |
– |
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д. |
– |
+ |
– |
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. |
– |
– |
+ |
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла». |
– |
– |
– |
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе. |
+ |
+ |
+ |
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). |
+ |
+ |
– |
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. |
+ |
– |
– |
34. Я очень переживаю за свою работу. |
+ |
+ |
– |
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. |
– |
+ |
– |
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. |
– |
– |
– |
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. |
+ |
+ |
+ |
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. |
+ |
+ |
+ |
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе. |
– |
– |
– |
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. |
+ |
+ |
– |
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. |
+ |
+ |
– |
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных. |
– |
+ |
+ |
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. |
+ |
+ |
– |
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. |
+ |
– |
– |
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. |
+ |
– |
+ |
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души. |
– |
+ |
+ |
47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. |
– |
– |
– |
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия. |
– |
+ |
+ |
49. На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки. |
– |
+ |
– |
50. Успехи в работе вдохновляют меня. |
+ |
– |
+ |
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной. |
– |
– |
– |
52. Я потерял покой из-за работы. |
– |
– |
– |
53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров. |
– |
+ |
– |
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу. |
+ |
+ |
+ |
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. |
– |
+ |
– |
56. Я часто работаю через силу. |
– |
+ |
– |
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. |
– |
+ |
– |
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. |
+ |
– |
+ |
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как всё надоело, никого бы не видеть и не слышать. |
– |
+ |
– |
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. |
+ |
+ |
– |
61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный. |
– |
+ |
– |
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. |
+ |
+ |
+ |
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. |
– |
+ |
+ |
64. Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы. |
– |
– |
– |
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною. |
– |
+ |
– |
66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. |
+ |
– |
– |
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами. |
– |
+ |
– |
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. |
– |
– |
– |
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. |
– |
– |
– |
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий и отрицательных эмоций. |
+ |
– |
– |
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. |
– |
+ |
– |
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. |
+ |
– |
– |
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. |
– |
– |
+ |
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. |
+ |
+ |
+ |
75. Моя карьера сложилась удачно. |
+ |
+ |
– |
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой. |
– |
+ |
– |
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. |
– |
+ |
– |
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. |
– |
– |
– |
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями. |
– |
– |
+ |
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. |
+ |
+ |
– |
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. |
– |
– |
– |
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство. |
– |
– |
– |
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. |
– |
+ |
– |
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье. |
– |
– |
– |
Алгоритм обработки результатов:
1) Каждая из трех фаз СЭВ («Напряжение», «Резистенция», «Истощение») включает 4 симптома (всего 12). Определяется показатель каждого симптома в баллах: при совпадении ответа с ключом начисляется число баллов, указанное в ключе в графе «Б», затем количество баллов по каждой шкале суммируется.
Ключ к опроснику:
Фаза стресса |
симптомы |
|||||||||||||
№ |
Б |
№ |
Б |
№ |
Б |
№ |
Б |
№ |
Б |
№ |
Б |
№ |
Б |
|
Напряжение |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
|||||||||||||
1+ |
2 |
13+ |
3 |
25+ |
2 |
37- |
3 |
49+ |
10 |
61+ |
5 |
73- |
5 |
|
Неудовлетворенность собой |
||||||||||||||
2- |
3 |
14+ |
2 |
26+ |
2 |
38- |
10 |
50- |
5 |
62+ |
5 |
74+ |
3 |
|
«Загнанность в клетку» |
||||||||||||||
3+ |
10 |
15+ |
5 |
27+ |
2 |
39+ |
2 |
51+ |
5 |
63+ |
1 |
75- |
5 |
|
Тревога и депрессия |
||||||||||||||
4+ |
2 |
16+ |
3 |
28+ |
5 |
40+ |
5 |
52+ |
10 |
64+ |
2 |
76+ |
3 |
|
Резистенция |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
|||||||||||||
5+ |
5 |
17- |
3 |
29+ |
10 |
41+ |
2 |
53+ |
2 |
65+ |
3 |
77+ |
5 |
|
Эмоционально-нравственная дезориентация |
||||||||||||||
6+ |
10 |
18- |
3 |
30+ |
3 |
42+ |
5 |
54+ |
2 |
66+ |
2 |
78- |
5 |
|
Расширение сферы экономии эмоций |
||||||||||||||
7+ |
2 |
19+ |
10 |
31- |
2 |
43+ |
5 |
55+ |
3 |
67+ |
3 |
79- |
5 |
|
Редукция профессиональных обязанностей |
||||||||||||||
8+ |
5 |
20+ |
5 |
32+ |
2 |
44- |
2 |
56+ |
3 |
68+ |
3 |
80+ |
10 |
|
Истощение |
Эмоциональный дефицит |
|||||||||||||
9+ |
3 |
21+ |
2 |
33+ |
5 |
45- |
5 |
57+ |
3 |
69- |
10 |
81+ |
2 |
|
Эмоциональная отстраненность |
||||||||||||||
10+ |
2 |
22+ |
3 |
34- |
2 |
46+ |
3 |
58+ |
5 |
70+ |
5 |
82+ |
5 |
|
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
||||||||||||||
11+ |
5 |
23+ |
3 |
35+ |
3 |
47+ |
5 |
59+ |
5 |
71+ |
2 |
83+ |
10 |
|
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
||||||||||||||
12+ |
3 |
24+ |
2 |
36+ |
5 |
48+ |
3 |
60+ |
2 |
72+ |
10 |
84+ |
5 |
2) Подсчитывается показатель каждой фазы развития СЭВ (сумма показателей четырех соответствующих симптомов) и итоговый показатель СЭВ (общая сумма баллов).
3) Полученные значения (показатель каждого симптома, показатель фазы, итоговый показатель) сравниваются со шкалой для выявления уровня сформированности:
Шкала определения по показателям в баллах уровня сформированности отдельного симптома / фазы / СЭВ
Показатель в баллах |
Уровень сформированности |
Отдельный симптом СЭВ |
|
9 и менее |
Симптом не проявляется |
10-15 |
Складывающийся симптом |
16 и более |
Сложившийся симптом |
20 и более |
Доминирующий симптом в фазе (или во всем СЭВ) |
Фаза развития СЭВ |
|
36 и менее |
Не сформирована |
37-60 |
Формируется |
61 и более |
Сформирована |
СЭВ |
|
Менее 120 |
Не сформирован |
121-240 |
Формируется |
Более 240 |
Сформирован |
Ниже представлены итоги расчетов и сопоставлений со шкалой (см. табл. 1.):
Таблица 1.
Показатели СЭВ (для трех испытуемых)
Показатель (симптом / фаза / СЭВ) |
Исп. № 1 |
Исп. № 2 |
Исп. № 3 |
|||
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень |
|
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
7 |
Не проявлен |
25 |
Домини-рующий |
2 |
Не проявлен |
Неудовлетворенность собой |
8 |
Не проявлен |
18 |
Сложив-шийся |
13 |
Складыва-ющийся |
«Загнанность в клетку» |
0 |
Не проявлен |
18 |
Сложив-шийся |
16 |
Сложив-шийся |
Тревога и депрессия |
5 |
Не проявлен |
13 |
Складыва-ющийся |
0 |
Не проявлен |
Фаза «Напряжение» |
20 |
Не сфор-мирована |
74 |
Сформи-рована |
31 |
Не сфор-мирована |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
10 |
Складыва-ющийся |
12 |
Складыва-ющийся |
13 |
Складыва-ющийся |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
9 |
Не проявлен |
15 |
Складыва-ющийся |
25 |
Домини-рующий |
Расширение сферы экономии эмоций |
10 |
Складыва-ющийся |
16 |
Сложив-шийся |
0 |
Не проявлен |
Редукция профессиональных обязанностей |
17 |
Сложив-шийся |
27 |
Домини-рующий |
2 |
Не проявлен |
Фаза «Резистенция» |
46 |
Форми-руется |
70 |
Сформи-рована |
40 |
Форми-руется |
Эмоциональный дефицит |
17 |
Сложив-шийся |
20 |
Домини-рующий |
13 |
Складыва-ющийся |
Эмоциональная отстраненность |
12 |
Складыва-ющийся |
8 |
Не проявлен |
13 |
Складыва-ющийся |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
0 |
Не проявлен |
25 |
Домини-рующий |
0 |
Не проявлен |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
12 |
Складыва-ющийся |
10 |
Складыва-ющийся |
3 |
Не проявлен |
Фаза «Истощение» |
41 |
Форми-руется |
63 |
Сформи-рована |
29 |
Не сфор-мирована |
Итоговый показатель СЭВ |
107 |
Не сфор-мирован |
207 |
Форми-руется |
100 |
Не сфор-мирован |
Анализ и интерпретация результатов:
Как следует из табл. 1, у испытуемой № 1 фаза «Напряжение» не сформирована, фазы «Резистенция» и «Истощение» формируются. Ведущий (сложившийся) симптом фазы «Резистенция» – «редукция профессиональных обязанностей» – «проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат» (В. В. Бойко)1. Ведущий (сложившийся) симптом фазы «Истощение» – «эмоциональный дефицит» – переживается как ухудшение способности к эмпатии2. В целом синдром эмоционального выгорания у испытуемой № 1 не сформирован (107 баллов), – тем не менее, учитывая формирование двух фаз СЭВ, испытуемой стоит уделить внимание оптимизации режима труда и отдыха и использованию техник медитации и релаксации.
У испытуемой № 2 все фазы СЭВ сформированы. Доминирующий симптом фазы «Напряжение» – «переживание психотравмирующих обстоятельств» – проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе не устранимы3. Доминирующий симптом фазы «Резистенция» – «редукция профессиональных обязанностей»: попытки облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат. В фазе «Истощение» ведущими являются симптомы «эмоциональный дефицит» (переживание ухудшения способности к эмпатии) и «личностная отстраненность (деперсонализация)» полная или частичная утрата интереса к человеку, которая может привести к эмоционально-волевому антигуманистическому настрою)4. В целом синдром формируется (207 баллов). Учитывая то, что сформированы все фазы СЭВ, включая фазу «Истощение» (которую В. В. Бойко характеризует как «более или менее выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы»5), испытуемой рекомендуется использование техник реабилитации и профилактики эмоционального выгорания, в частности – техник тайм-менеджмента, оптимизации порядка труда/отдыха; повышения стрессоустойчивости (творчество, медитация); использование правил субординации (отстаивания профессиональных границ)6; при возможности – консультация у психолога.
У испытуемого № 3 формируется фаза «Резистенция», главным образом за счет симптома «эмоционально-нравственная дезориентация», который являются доминирующим не только для данной фазы, но и в общей картине эмоциональной жизни испытуемого. Симптом представляет собой нарушение принципа безоценочного отношения к людям, когда «эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства»7. Фазы «Напряжение» и «Истощение» не сформированы. В целом СЭВ у испытуемого № 3 не диагностируется (не сформирован – 100 баллов), – тем не менее, учитывая наличие доминирующего симптома, испытуемому стоит уделить внимание оптимизации режима труда и отдыха.
Выводы:
В результате диагностики СЭВ установлено, что у испытуемой № 1 формируются фазы «Резистенция» (ведущий симптом «редукция профессиональных обязанностей») и «Истощение» (ведущий симптом – «эмоциональный дефицит»). В целом СЭВ не сформирован.
У испытуемой № 2 все фазы СЭВ сформированы. Ведущий симптом фазы «Напряжение» – «переживание психотравмирующих обстоятельств», фазы «Резистенция» – «редукция профессиональных обязанностей», фазы «Истощение» – «эмоциональный дефицит» и «личностная отстраненность (деперсонализация)». СЭВ формируется.
Результаты испытуемого № 3: формируется фаза «Резистенция»; ее ведущий симптом – «эмоционально-нравственная дезориентация»; фазы «Напряжение» и «Истощение» не сформированы. СЭВ также не сформирован.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, планирую поступать в магистратуру на факультет Психологии « Психология личности»в РГГУ скажите пожалуйста, есть ли у вас, ответы на вступительные экзамены? так как, планирую, сделать акцент на бюджет. Спасибо.
Арсений, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Дистанционная помощь в защите ВКР
Анастасия, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте. Нужна срочно практическая часть вкр, третья глава. Скину похожие работы, на которые можно ориентироваться
Александр, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
вкр по теме: экологический туризм России : анализ состояния, проблемы и перспективы
Людмила, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте вы защищаете ВКР?
Ольга, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать магистерскую ВКР на тему «Совершенствование логистических бизнес-процессов на примере торговой компании». Не менее 100 страниц.
Миша, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте нужна работа Вкр
Лена, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать ВКР 3 раздела Тема строительство строительство жилого дома с применением каркасно-монолитных технологий Антиплагиат от 75% ПЗ и чертежи
Владимир, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.