Эксперт
Сергей
Сергей
Задать вопрос
Мы готовы помочь Вам.

Задание 1. ПРОИЗВЕДИТЕ АНАЛИЗ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В 4-5 СЛОВАХ Т
ТЕКСТА (ПО ОБРАЗЦУ)

Анализ фонетических процессов в слове

Используйте обозначения (ЗДЕСЬ И ВСЕГДА!):
ФП – фонетическая позиция;
ФП при обозначении качественной редукции гласных:
1т -1-я слабая ФП после твердого согласного звука; 1м -1-я слабая ФП после мягкого согласного звука;
2м -2-я слабая ФП после твердого согласного звука; 2м -2-я слабая ФП после мягкого согласного звука;
1ш -1-я слабая ФП после шипящего ж или ш согласного звука; 2ш-2-я слабая ФП после шипящего ж или ш согласного звука;
аг аккомодация гласного; зкс – закон конца слова;
ас/гл – ассимиляция звонкого согласного по глухости; ас/зв – ассимиляция глухого согласного по звонкости; ас/м – ассимиляция твердого согласного по мягкости; ас/т – ассимиляция мягкого согласного по твердости; пас/мо – полная ассимиляция по месту образования (свистящего перед шипящим);
пас/со – полная ассимиляция согласного по способу образования (смычного перед аффрикатой);
дис – диссимиляция согласного; ак –аккомодация согласного; д –диереза.
Выделение полужирным – ударный гласный. Знак «:» после согласного – знак долготы согласного звука.

 

Запишите и затранскрибируйте слова. Определите фонетические процессы для гласных и согласных звуков.
Стой – с (ас/гл; ас/м) т
Груздь – гру (аг) с (ас/гл; ас/м) т (зкс) – ([гру.с’т’]
1) в области гласных: регрессивная аккомодация гласного У в ФП под ударением перед мягким согласным;
2) в области согласных: а) закон конца слова (д’//т’); б) регрессивная ассимиляция звонкого согласного по глухости и одновремено регрессивная ассимиляция твердого согласного по мягкости (з //с’).

Проезжать – про2те1мзж (пос/мо) áть – [пръj’иэ ж:á т’]

3) в области гласных: качественная редукция гласного О во 2-й слабой ФП после твердого согласного ( не первый предударный слог и не абсолютное начало слова) и гласного Э в 1-й слабой ФП после мягкого согласного (первый предударный слог): о//ъ э // иэ;
4) в области согласных: полная регрессивная ассимиляция по месту образования (свистящего перед шипящим) (з //ж:).

Задание 2.ПОДБЕРИТЕ К СЛОВАМ ТЕКСТА ДРУГИЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ИЛИ СЛОВОФОРМЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ЧЕРЕДОВАНИЯМИ ЗВУКОВ В КОРНЕВЫХ МОРФЕМАХ; ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПО ОБРАЗЦУ ИСТОРИЧЕСКИХ (не фонетических!!) ЧЕРЕДОВАНИЙ
Порядок и образец анализа чередований звуков
1) Порядок анализа чередований звуков

1.Затранскрибировать ряды словоформ.
2.Выделите морфемы, в которых происходят фонетические чередования гласных и согласных звуков.
3.Определите, какие современные фонетические процессы обусловливают анализируемые чередования звуков.
4.Определите подтип фонетических чередований: собственно позиционное / комбинаторное.
(Транскрибируйте только корневые (префиксальные или суффиксальные) морфемы, в которых происходят чередования звуков.)

Используйте обозначения (ЗДЕСЬ И ВСЕГДА!):
ФП – фонетическая позиция;
1т -1-я слабая ФП после твердого согласного звука; 1м -1-я слабая ФП после мягкого согласного звука;
2м -2-я слабая ФП после твердого согласного звука; 2м -2-я слабая ФП после мягкого согласного звука;
1ш -1-я слабая ФП после шипящего ж или ш согласного звука; 2ш-2-я слабая ФП после шипящего ж или ш согласного звука;
зкс – закон конца слова;
ас/гл – ассимиляция звонкого согласного по глухости; ас/зв – ассимиляция глухого согласного по звонкости; ас/м – ассимиляция твердого согласного по мягкости; ас/т – ассимиляция мягкого согласного по твердости; пас/мо – полная ассимиляция по месту образования (свистящего перед шипящим);
пас/со – полная ассимиляция согласного по способу образования (смычного перед аффрикатой);
дис – диссимиляция согласного; ак –аккомодация согласного; д –диереза.
Выделение полужирным – ударный гласный. Знак «:» после согласного – знак долготы согласного звука.
Нижнее подчеркивание (выделение скобками) – выделение корня или др. морфемы с чередованием звуков.

Образец выполнения (анализ фонетических чередований звуков)
1)Записываем слова и словоформы с чередованиями звуков; подчеркиваем морфему с чередованиями звуков (корень):
Сад – сады – садик – посадка – садовод – посадчик
2)Транскрибируем морфему с чередованиями звуков (корень), предварительно условно обозначив:
а)анализируемую морфему заключаем в скобки;
б) ударный гласный в слове (словоформе);
в)слабые ФП гласных (в данной морфеме);
г) фонетические процессы согласных звуков в слове (словоформе):

(сад):зкс // (са1тд)ы // (сад)ик:ак // по(сад)ка:ас/гл // (са2тд)овод // по(сад)чик:пас/мо
[сат] // [сαд] // [сад’] // [сат] // [съд] // [сач’:]
3)Анализируем ряды чередующихся звуков по заданию:

В корневых морфемах данных слов отмечается 2 ряда чередующихся звуков:
1-й ряд: { а [а] // а [α] // а [ъ] }
сил. ФП 1т ФП 2т ФП
(кач. редукция гласных)
Вывод: фонетическое* чередование гласных звуков позиционного** типа (*т. к. 1)обусловлено современным фонетическим законом; 2)на письме разные гласные звуки обозначены одной и той же буквой; **т. к. редукция гласных – позиционный фонетический закон).

2-й ряд: { д [д] // д [д’] // д [т] // д [ч’:] }
сил. ФП слаб. ФП по тв.-мяг. слаб. ФП по зв.-глух. слаб. ФП по способу образ.
(п/д гл. пер. ряда) (1-в конце слова; (смычный п/д аффрикатой)
2-п/д шум. cогл, кроме в, в’)
(аккомодация согл.) (1- з-н конца слова; (полная ассимиляция по
2- ассимиляция звонкого месту образования)
согласного по глухости)

Вывод: фонетическое* чередование согласных звуков позиционно-комбинаторного** типа (*т. к. 1)обусловлено современными фонетическими законами; 2)на письме разные согласные звуки обозначены одной и той же буквой **т. к. закон конца слова – позиционный фонетический закон; аккомодация и ассимиляция согласного – комбинаторные законы).

Образец выполнения (анализ нефонетических (исторических) чередований звуков)
Идет бычок, качается
Вздыхает на ходу:
– Ой, доска кончается –
Сейчас я упаду.

Бык – бычок: к//ч; бычок – бычка: о//ноль звука
Вздыхает – вздох – дышать – воздух: ы//о//у; х//ш
(На) ходу – входы – хожу – хождение – выхаживать: д//ж//жд; о//а и др.

Задание 3.ПРОИЗВЕДИТЕ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1 СЛОВА (ПО ОБРАЗЦУ)

Фонетический разбор слоговой структуры слова
Образец выполнения.

Берёзки
1.бе – рё – зки:
1) в обл. гласных: кач. редукция гласного (э//иэ);
2) в обл. согласных: регресс. асс. звонкого согласного по глухости (з//с);
3) в обл. согласных: аккомодация согласного (к//к’).

2. [б’иэ – р’о – ск’и] ** п.-прикрытый, о.-открытый,
н.-неприкрытый, з. -закрытый
СГ _ СГ _ ССГ
п.,о. п.,о. п.,о.

3.Для переноса:
бе-рёзки (фонетический принцип),
берёз – ки (фонетический и морфемный принципы).

4. [б’] – согласный, шумный, звонкий, парный (б’- п’); губной, губно-губной; смычный, взрывной; мягкий, парный (б’- б);
[иэ] – гласный, безударный (ФП 1м); верхне-среднего подъёма, переднего ряда; нелабиализованный;
[р’] – согласный, сонорный; язычный, переднеязычный, передненёбный; дрожащий (вибрант); мягкий, парный (р’- р);
[о] – гласный, ударный (сильная ФП); среднего подъёма, заднего ряда; лабиализованный;
[с] – согласный, шумный, глухой, парный (с – з); язычный, переднеязычный, зубной; щелевой; твердый, парный (с – с’);
[к’] – согласный, шумный, глухой, парный (к’- г’); язычный, заднеязычный, заненёбный; смычный, взрывной; мягкий, парный (к’- к);
[и] – гласный, безударный (ФП 2м); верхнего подъёма, переднего ряда; нелабиализованный;

5. В слове 7 звуков, обозначенных на письме 7 буквами**
**Если кол-во звуков и букв не совпадает или между ними нет полного соответствия, объяснить причину.

Примечание. При построени слоговых схем (п. 2) исходим из состава звуков, а не букв. Н-р, А-нна: Г _ СГ сжи-гать: СГ _ СГС
н., о. п.,о. п.,о. п.,з.
СМ: [а – н:ъ] [ж:ы – гат’]

Задание 4. ОФОРМИТЕ ФОНЕТИЧЕСКУЮ ТРАНСКРИПЦИЮ ТЕКСТА (ПО ОБРАЗЦУ) И ФОНЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕКСТА (ПО ОБРАЗЦУ) – 4-6 СТРОК (законченные 1-2 фразы)
Образец выполнения
1.Оформление фонетической транскрипции текста
У на/с иде/т пе/рвый уро/к. Все\м на/м сейча/с нужны/ ки/ сти и кра/ски.
[(у)на/с ид’о /т / |п’э/рвыи’ уро/ к \ || фc’э\м на/м с’иэй’ч’а/с нужны/ / |к`и/с’т’и (и)кра/ ск’и \ ||]*
*Ударные гласные можно выделять полужирным шрифтом или находить др. способы обозначения ударения в символах.

{ Знаки обозначения:
ид’о /т – слово с сильным ударением (см п.2);
фc’э\м – слово со слабым ударением (см. п.2);
(у)на/с – безударные слова примыкают к ударным (см. п. 2);
(у)нас – обозначение предударного слова –проклитики в составе фонетического слова;
пр’ишол(бы) – обозначение последударного слова – энклитики в составе фонетического слова;
/ – знак повышения тона в конце речевого такта или фразы;
\ – знак пнижения тона в конце речевого такта или фразы;
| – конец речевого такта;
|| – конец фразы.}

2. Фонетическое описание текста.
В данном тексте 2 фразы, что определяется границами предложений, а также понижением тона при наличии продолжительной паузы в конце фразы.
В каждой фразе выделяется по 2 речевых такта, что определяется повышением тона внутри фразы и наличием небольших пауз между тактами.
В каждом речевом такте по 2 или 3 фонетических слова. Все слова, кроме местоимения «всем» хор-ся сильным ударением; в слове «всем» – ударение слабое, что определяется фонетич. закономерностями русского языка.
В составе фонетич. слов «унас» и «икраски» есть безударные слова – проклитики (стоят перед ударным словом и примыкают к нему). Безударных послеударных слов –энклитик в тексте нет.
Во всех словах текста кол-во звуков и букв, обозначающих эти звуки на письме, совпадает.
В данном тексте видоизменения гласных в слабых ФП происходят только в одном слове сейчас, т. к. гласные неверхнего подъема (а, о. э), подвергающиеся закону качественной редукции, не употреблены в слабых ФП, а гласные верхнего подъема (и. ы, у) качественной редукции не подвергаются:
с’иэй’ч’а/с: э // иэ – качественная редукция гласного (в 1-й слабой ФТ после мягкого согласного).
В данном тексте есть видоизменения соласных в слабых ФП:
фc’э\м : в // ф – регрессивная ассимиляция звонкого согласного по глухости;
к`и/с’т’и : с //с’ – регрессивная ассимиляция твердого согласного по мягкости;
(и)кра/ ск’и : к // к’ – регрессивная аккомодация согласного.

 

Была ли полезна данная статья?
Да
65.07%
Нет
34.93%
Проголосовало: 146

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram