Вопросы к государственному экзамену по физической культуре и спорту
Эксперт
Сергей
Мы готовы помочь Вам.
- Основное содержание и проблемы, рассматриваемые предметом «Теория и методика физического воспитания и спорта»
- Гипокинезия и её влияние на морфофункциональное состояние организма человека.
- Место и значение дисциплины «Теория и методика физического
воспитания и спорта» в системе профессионального
физкультурного образования. - Цель медицинского контроля над женщинами-спортсменками и юными спортсменками. Индивидуализация спортивной тренировки в женском спорте.
- Основные документы планирования деятельности учителя физической культуры
- Основные понятия теории и методики физического воспитания и спорта
- Физиологическая характеристика спортивной формы. Спортивная форма как состояние высокой степени тренированности.
- Социальная значимость, гуманистическая природа и специфика педагогической профессии
- Физическое воспитание как система, его задачи и функции.
- Физиологическое обоснование принципов тренировки.
- Педагогика как наука. Её социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики.
- Физиологическая характеристика циклических движений. Мощность и длительность работы в циклических движениях.
- Требования к личности учителя (по материалам нормативных и государственных документов).
- Двигательное умение и двигательный навык: определение понятия, характерные признаки, биомеханические показатели.
- План-конспект урока физической культуры (содержание учебного материала возрастной группы для класса по выбору студента).
- Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально обусловленные требования, предъявляемые к его личности и уровню профессиональной компетентности (на примере получаемой профессии).
- Утомление (виды, признаки, механизмы возникновения и ведущие факторы при упражнениях разного характера и мощности).
- Методика обучения двигательному действию в избранном виде спорта.
- Роль различных сенсорных систем при занятиях физическими упражнениями.
- Физиологическое обоснование спортивной тренировки детей школьного возраста
- Техника двигательного действия (виды, фазы, биомеханические характеристики, критерии оценки.).
- Роль мышечной деятельности в развитии вегетативных функций организма детей.
- Классификация физических упражнений (по направленности на развитие физических качеств, по биомеханическим и физиологическим признакам и др.)
- Медицинское обеспечение массовых форм физической культуры. Самоконтроль при занятиях массовой физической культурой.
- Формы физического воспитания школьников.
- Основные факторы формирования личности.
- Методы исследования в физическом воспитании и спорте (анализ литературных источников, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование)
- Нормирование физических нагрузок на уроке физической культуры
- Классификация восстановительных средств. Медико-биологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.
- Двигательное умение: определение понятия, характерные признаки.
- Классификация современных видов спорта.
- Основные морфофункциональные показатели физического развития спортсмена (методы исследования и оценка результатов).
- Пульсограмма урока физической культуры и ее анализ
- Принципы спортивной тренировки, отличительные признаки.
- Причины и структура заболеваний спортсменов при нерациональных занятиях спортом
- Специфика содержания школьной программы физического воспитания в условиях региональных особенностей Москвы
- Этапы многолетней подготовки спортсменов.
- Двигательный навык: определение понятия, характерные признаки
- Классификация методов и средств обучения
- Структура системы подготовки спортсменов
- Двигательное умение высшего порядка: определение понятий, характерные признаки
- Понятие педагогической ситуации. Методы прогнозирования и проектирования педагогической ситуации.
- Характеристика принципов спортивной тренировки.
- Общие принципы и организация питания спортсменов (на примере избранного вида спорта).
- Психолого-педагогическая сущность «компенсации» аномального развития.
- Сущность процесса социализации в физическом воспитании и спорте.
- Гигиенические требования к спортивным сооружениям.
- Виды планирования тренировочного процесса
- Коллектив, как объект и субъект воспитания. Стадии развития коллектива и показатели его сформированности.
- Психологический анализ урока физической культуры как фактор повышения качества учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
- Комплексный контроль в процессе тренировки.
- Методические основы лечебной физической культуры.
- Методика формирования личностных качеств на уроках физического воспитания
- Виды массажа. Лечебный и спортивный массаж.
- Предмет изучения психологии физического воспитания и спорта.
- Классификация физических качеств
- Урок физической культуры — основная форма учебной работы в школе (требования к уроку, структура урока, постановка задач, подготовка учителя к уроку, организация урока, мотивация и активизация деятельности учащихся).
- Задачи психологии физического воспитания.
- Сила как физическое качество (определение понятия, методика развития, тесты, динамики силовых способностей).
- Классификация физических упражнений в ЛФК.
- Быстрота как физическое качество (определение понятия, методика развития, тесты).
- Дозировка и оценка величины нагрузки в ЛФК. Критерии допустимости нагрузок в ЛФК.
- Задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
- Выносливость как физическое качество, её виды (определение понятия, методика развития, тесты).
- Спортивный травматизм и его предупреждение. Первая доврачебная помощь при травмах
- Психологическая характеристика видов спорта
- Гибкость как физическое качество (определение понятия, методика развития, тесты).
- Охарактеризуйте понятие отбора, спортивной ориентации юных спортсменов, виды и уровни отбора спортсмена. Раскройте систему педагогического контроля спортсменов (на примере избранного вида спорта)
- Ловкость как физическое качество (определение понятия, методика развития, тесты). Критерии оценки уровня развития ловкости.
- Периодизация спортивной тренировки и определяющие ее факторы
- Методы психорегуляции в спорте и их значение.
- Личная гигиена спортсмена (на примере избранного вида спорта).
- Структура органов управления физической культурой и спортом в РФ.
- Физическая работоспособность и ее диагностика (гарвардский степ-тест, тест РWC-170 и оценка их результатов).
- Какие приемы вы знаете для создания возможности демонстрации этического поведения спортсмена?
- Что важнее для Вас, интересы спортсмена или победа и почему(с примерами)?
- Что означает — спортивное поведение?
- Как Вы стимулируете учебную успеваемость спортсмена, и как она влияет на построение тренировочного процесса?
- Каким образом можно обеспечить участие спортсменов с ограниченными физическими и ментальными особенностями в Вашей спортивной программе?
- Согласны ли вы с утверждением — «Интересы спортсмена превыше всего, победа вторична»?
- Используете ли Вы ритуалы и традиции для улучшения характера, настроя, спортивной формы спортсменов?
- Какие три качества важны для успеха тренера?
- Назовите признаки наркотической зависимости.
- Назовите шесть основных питательных веществ и их роль в организме.
- Какой процент в питании спортсменов должны составлять углеводы, жиры и белки?
- Что можно сделать для предотвращения обезвоживания спортсменов?
- Назовите признаки нарушений пищевого поведения.
- Назовите семь правил правильного питания.
- Что вы можете посоветовать спортсменам относительно пищевых добавок?
- Что вызывает боли в мышцах?
- Каковы восемь основных упражнений на сопротивление?
- Каковы два шага к увеличению силы?
- Как вы можете помочь спортсменам увеличить скорость?
- Назовите 10 основных принципов статического и динамического растяжения.
- Назовите наиболее эффективные методы тестирования спортсменов на гибкость, силу, выносливость, скорость и мощность.
- Какая энергетическая система (анаэробная или аэробная) является наиболее важной в вашем виде спорта и почему?
- Каковы два типа быстро сокращающихся волокон и как они влияют на результаты в вашем виде спорта?
- Какие признаки перетренированности спортсменов вы знаете?
- Как вы проверяете физическую форму ваших спортсменов?
- В чем отличие ваших тренировочных комплексов для межсезонья, предсезонного периода, начала и пика сезона?
- Какие группы упражнений и почему вы можете включить в программу тренировок для ваших спортсменов по вашему виду спорта (длительные, медленные тренировки на расстояние, тренировки на скорость/темп, интервальные тренировки, фартлек или спринт)?
- К каким последствиям приводит общая физическая подготовка с точки зрения физиологии?
- В каких ситуациях традиционный метод ведения тренировок эффективней игрового метода?
- Назовите основные элементы плана тренировок.
- Как можно помочь спортсменам улучшить внимание и концентрацию (с примерами)?
- Что такое метод позитивного комментария и как вы его можете применять в тренировках?
- Какие технические приемы можно разделить на составные части, а какие изучаются целиком, и как вы это определите?
- Назовите четыре этапа обучению техническим навыкам.
- Назовите три этапа формирования навыка.
- Какие факторы влияют на усвоение спортсменами двигательных программ?
- Что такое теория освоения сложных технических навыков?
- В чем разница между техническими и тактическими навыками?
- Что такое метод «управляемых открытий» и в чем его преимущество?
- Что такое «позитивная» дисциплина?
- Как вы отличаете ошибку от нарушения дисциплины?
- Как вы создаете физически и психологически безопасную среду для спортсменов?
- Для каких целей можно использовать командные собрания, и в каких случаях необходим индивидуальный подход?
- Какие наказания предусмотрены вами за нарушение командных правил?
- Назовите основные принципы эффективного вознаграждения.
- Назовите основные причины нарушения дисциплины спортсменами.
- Почему для спортсмена внутренняя мотивация важнее внешней?
- Как помочь спортсмену сосредоточиться на личных целях, а не на результате и как примените это в тренировочном процессе?
- Какие факторы могут вызывать у спортсмена беспокойство и как с этим бороться?
- Как вы, как тренер справляетесь со стрессом?
- Назовите пять категорий невербальной коммуникации.
- Как социальные сети могут помочь вам в коммуникации с обществом и спортсменами?
- Назовите основные правовые обязанности тренера.
- Как у вас организованна структура обмена информацией со спортсменами?
- Какие мероприятия, помимо соревнований и тренировок вы проводите, и с какой целью?
- Здоровье человека. Факторы влияния.
- Что такое гиподинамия? Причины возникновения.
- Чем отличается понятие диета от понятия культура питания?
- Что означает понятие — рациональное питание?
- Нутриенты и их разновидность.
- Функции белков.
- Функции жиров.
- Функции углеводов.
- Липопротеиды, дать определение, какие бывают? Как повысить содержание в крови ЛПВП?
- Источники Омега 6 и 9.
- Чем опасны трансжиры?
- Гликемический индекс продукта. Определение, от чего зависит?
- Пищевые волокна. Разновидность, для чего необходимы?
- Пищевая пирамида здорового питания.
- Понятия роста, развития, возраста. Факторы, влияющие на психическое развитие, их характеристика.
- Роль общения в процессе формирования психики. Особенности общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Проблема периодизации психического развития. Основания возрастной периодизации.
- Понятие о социальной ситуации развития, ведущем виде деятельности, качественных образованиях психики.
- Влияние наследственных, психологических факторов и среды.
- Психологическая характеристика ребёнка 6-9 лет
- Психологическая характеристика ребёнка 10-12 лет. Кризисная ситуация препубертата.
- Психологическая характеристика подросткового кризиса. Физиологическое созревание организма подростка и его влияние на психику и поведение.
- Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Общение подростка со взрослыми.
- Страхи и агрессия у детей-дошкольников: причины, способы психологической работы с ними
- Страхи и агрессия у подростков: причины, способы психологической работы с ними
- Основные психологические проблемы в ситуации адаптации ребёнка в спортивной команде.
- Особенности психологической работы с подростком, занимающимся профессиональным спортом.
- Психологическая работа с детьми и подростками при подготовке к соревнованиям
- Особенности мотивации детей и подростков в ситуации занятий спортом
- Психологический срыв в спорте (на примере детей и подростков): причины и возможности реабилитации
- Психологические особенности работы тренера с детской (подростковой) спортивной командой.
- Психологические особенности общения тренера с родителями детей, занимающимися спортом.
- Психологическая инфантилизация и её проявление в ситуациях спортивной деятельности.
- Психологическая проблема конкуренции в детской (подростковой) спортивной команде и возможности её регуляции.
- Психологические аспекты работы с ребёнком (подростком) в ситуации травмирования и в восстановительный период.
- Проблема эмоциональной регуляции у ребёнка-подростка, профессионально занимающегося спортом.
- Психологическая компетентность тренера.
- Строение мышечного волокна. Типы мышечных волокон и их вовлечение в мышечную деятельность.
- Биоэнергетика мышечной деятельности. Механизмы энергообразования в организме и их краткая характеристика.
- Нервная и гуморальная регуляция функций в организме. Гомеостаз.
- Воспаление как универсальная реакция организма на повреждение. Признаки воспаления.
- Гипоксия. Классификация. Применение гипоксической тренировке в спорте.
- Антропометрия. Методика антропометрии. Оценка состава тела. Основные объективные показатели физического развития. Модельные характеристики по видам спорта.
- Оценка функционального состояния спортсмена. Аэробный и анаэробный пороги, максимальное потребление кислорода, методы их определения.
- Лактат-тест. Методика проведения. Расчет функциональных тренировочных зон по уровню лактата крови.
- Методы определения частоты сердечных сокращений, пульса. Брадикардия, тахикардия. Методы определения артериального давления. Нормальный диапазон цифр АД, ЧСС.
- Понятие о спортивном сердце, структурные и функциональные особенности сердца спортсменов.
- Состав, объем и функции крови. Роль эритроцитов и гемоглобина в обеспечении физической работоспособности.
- Оценка функционального состояния и здоровья спортсмена по данным исследования крови. Особенности показателей крови у спортсменов.
- Комплекс медицинских обследований для допуска к занятиям физической культурой. Абсолютные и относительные противопоказания к занятиям физической культурой.
- Понятие о тренированности. Функциональная готовность организма как важнейший медицинский показатель состояния спортсмена.
- Перетренированность. Причины. Стадии перетренированности и их характеристика. Общие рекомендации по проведению восстановительных мероприятий. Профилактика перетренированности
- Сердечно-легочная реанимация. АВС-алгоритм.
- Ссадины, потертости, раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Понятие об асептике и антисептике.
- Травмы опорно-двигательного аппарата. Повреждения связок, ушибы, растяжения, разрывы мышц, сухожилий. Первая помощь и профилактика.
- Переломы костей, подвывихи, вывихи суставов. Иммобилизация конечностей. Транспортировка пострадавших. Первая помощь и профилактика.
- Травмы нервной системы. Сотрясение головного мозга. Повреждения спинного мозга. Первая помощь и профилактика.
- Ортостатический коллапс, обморок. Механизм возникновения, первая помощь, профилактика.
- Клиника теплового и солнечного удара. Первая помощь и профилактика.
- Обморожение, замерзание, стадии, клиническая картина, первая помощь.
- Гипогликемическое состояние. Причины возникновения при занятиях спортом. Первая помощь и профилактика.
- Понятие об иммунитете. Определение, виды иммунитета. Особенности изменения иммунитета при занятиях спортом.
- Основные принципы правильного питания. Сбалансированность питательных веществ в рационе спортсмена.
- Спортивное питание. Виды спортивных добавок и правила приема.
- Восстановительные средства в спорте. Классификация, общие принципы их использования.
- Спортивный травматизм: причины и профилактика.
- Общие принципы реабилитации после травм и оперативных вмешательств. Этапы реабилитации и их краткое описание.
- Допинг в спорте. Запрещенный список. Антидопинговый контроль.
- Организация и проведение антидопингового контроля. Обязанности и права спортсменов. Санкции к спортсменам при обнаружении допинга.