ТУСУР -ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – Математическая модель дуополии коммерческого и некоммерческого производителей на рынке интеллектуального продукта

Цель работы: изучить способы определения эффективной цены на программный продукт в ситуации конкуренции на рынке ИКТ коммер-ческого и некоммерческого разработчиков программного продукта.
1.1 Теоретические сведения Статистический анализ рынка серверных операционных систем по-казывает, что в настоящее время происходит жесткая конкуренция ком-мерческого продукта Windows и некоммерческого продукта Linux. Опера-ционные системы Windows и Linux занимают самые крупные ниши рынка, оставляя на долю MacOS лишь весьма незначительный рынок графических рабочих станций, при этом доля UNIX-систем неуклонно уменьшается.
Сравнение операционных систем Windows и Linux Программное обеспечение делится на 2 большие категории: платное ПО и бесплатное ПО. Платное программное обеспечение подразумевает под собой плату за лицензию на его использование. Самым известным и широко используемым платным ПО является операционная система Windows. Также платным является использование популярных программ пакета Microsoft Office – Word, Excel, Outlook и др. Альтернативой платному ПО является свободное программное обес-печение. Самой известной свободной операционной системой является GNU/Linux. Linux отдали предпочтение такие компании, как Intel, IBM, Hewlett-Packard, Motorolla, Nokia, Oracle, Google, Raiffeisen Bank, Boeing и многие дру-гие. Они поддерживают разработчиков Linux, вкладывая сотни миллионов
6
долларов в разработку и улучшение этой операционной системы и про-грамм для нее. Операционная система MS Windows разрабатывается и поддержива-ется одной единственной компанией – Microsoft corporation. Ей же принад-лежат авторские права на этот продукт, и она же взимает плату за исполь-зование ОС Windows путем продажи лицензии, бесплатного использования компания Microsoft не допускает. В Windows графическая среда пользова-теля является неотъемлемой частью ОС. Windows в варианте без графиче-ской среды (консольный режим) попросту не существует. MS Windows как конечный продукт состоит из собственно ОС и небольшого набора при-кладных программ, имеющих скромную функциональность, для решения каких-либо задач нужно дополнительно устанавливать прикладные про-граммы. Плюсы ОС MS Windows: – поддержка большого ассортимента компьютерного оборудования с необходимыми драйверами; – большое количество прикладных программ (более ста тысяч наименований); – большое количество специалистов, хорошо знающих семейство ОС Windows. Минусы ОС MS Windows: – сравнительно высокая стоимость. Варианты Windows, независи-мые от компьютера имеют цену ближе к 200 долл. США и выше. Это сто-имость Windows только для одного компьютера; – существует большое количество вредоносных программ (компью-терные вирусы) для воздействия на эту ОС. Для версии Windows XP это особо серьезная проблема, которая вынуждает конечного пользователя нести дополнительные расходы на покупку хорошей антивирусной про-граммы либо на обращение к специалистам в случаях, когда вредоносные
7
программы делают невозможной нормальную работу ОС Windows. Эту проблему можно уменьшить за счет квалифицированной настройки ОС Windows и аккуратного ее использования в ситуациях риска, главная из которых Интернет; – жесткая зависимость от разработчика. ОС Windows распространя-ется только в бинарном виде, который труднодоступен для изменения, но более того, компания Microsoft вообще запрещает вносить какие-либо изменения в рабочие коды ОС Windows. GNU/Linux – это ОС, разрабатываемая и поддерживаемая десятками, если не сотнями компаний в разных странах мира и тысячами программи-стов. Права на эту ОС переданы в общественную собственность. И хотя в мире есть много компаний, предоставляющих платную техническую поддержку этой ОС, само использование GNU/Linux не оговаривается фи-нансовыми условиями. GNU/Linux – это ОС текстового (консольного) режима, а графиче-ская среда – это отдельный программный продукт, подобно текстовому ре-дактору или видеопроигрывателю. Программ, которые реализуют графи-ческую среду для ОС GNU/Linux, более 10, но широко используются толь-ко две – GNOME и KDE. GNU/Linux в чистом виде, как ОС, распространяется лишь в узкоспе-циальных областях применения, а для общего применения используются дистрибутивы, состоящие из ОС GNU/Linux, графической среды пользовате-ля и набора прикладных программ, т. е. существует готовая к практическому использованию система, в которую ничего больше не нужно добавлять. Linux никому конкретно не принадлежит и существуют разные гра-фические среды и разные прикладные программы, вследствие этого сотни компаний или даже просто группы частных лиц предлагают десятки дис-трибутивов Linux.
8
Плюсы ОС GNU/Linux: – сравнительно низкая стоимость; – отсутствие, по крайней мере на сегодняшний день, вредоносных программ для этой платформы; – независимость от разработчика. Если требуется какая-то функцио-нальность, отсутствующая в ОС Linux, ее можно добавить, потому что ОС Linux распространяется не только в бинарном виде, но и в исходных кодах, причем нет никаких запретов на модификацию этих исходных кодов. Минусы ОС GNU/Linux: – значительно худшая, чем для платформы Windows, поддержка компьютерного оборудования, в особенности внешнего, такого как прин-теры или USB-устройства; – значительно меньшее, чем для платформы Windows, количество прикладных программ. Под ОС Linux пока нет ни соответствующих вер-сий многих известных программ, ни сопоставимых по функциональности других программ. К таким прикладным программам относятся продукты компании Adobe, экономические программы 1С, программа инженерного проектирования AutoCAD, программы распознавания текстов (FineReader). Под ОС Linux есть и графические редакторы, и программы моделирова-ния/проектирования, но они сильно уступают другим лидерам ОС; – меньшее, чем для платформы Windows, количество специалистов. Как видно, у обеих систем есть свои плюсы и минусы, поэтому эти составляющие рынка операционных систем целесообразно выбрать в каче-стве исследования в лабораторной работе. Стоимость внедрения неком-мерческой серверной операционной системы Linux ниже, чем аналогичной коммерческой Windows в предположении, что стоимость технического об-служивания (администрирования) для двух платформ одинакова. Поэтому стоимость владения серверной операционной системой Linux ниже по срав-нению с Windows. При использовании Linux затраты на оплату труда
9
системных администраторов, как правило, выше, но ненамного (для модель-ной организации разница составляет около 10 000 долл. США в год) [2]. Суммарные расходы на программное обеспечение при внедрении операционной системы Linux состоят примерно из 100 долл., которые тра-тятся на серверную лицензию. Суммарные расходы на программное обес-печение при внедрении операционной системы Windows складываются из стоимости лицензий на серверную операционную систему клиентских лицензий. Установка одного сервера под управлением Linux обходится в 6 000 долл. за сам сервер и 250 долл. за его установку. Установка четы-рех серверов под управлением Windows обойдется в 25 000 долл. В пред-положении, что стоимость технического обслуживания (администрирова-ния) для двух платформ одинакова, приходим к очевидному выводу о су-щественно более низкой стоимости владения серверной операционной си-стемой Linux по сравнению с Windows. Практика показывает, что программные продукты, распространяемые на условиях открытого лицензионного соглашения GNU (например, опера-ционная система Linux и web-сервер Apache), превосходят своих коммерче-ских конкурентов (соответственно, Windows и Internet Information Server), помимо стоимости владения, по крайней мере, еще по двум параметрам: – количеству дефектов; – скорости реакции на сообщения пользователей о найденных де-фектах. Существует высокая конкуренция коммерческого и некоммерческого программного обеспечения на рынке серверных продуктов (серверных операционных систем, web-серверов и т. п., где коммерческие и свободные продукты делят рынок приблизительно поровну), поскольку пользователи этих продуктов – системные администраторы и профессиональные
10
программисты – способны полноценно использовать возможности изуче-ния открытого кода и его модификации. На рынке клиентских продуктов пользователи, как правило, не ощу-щают преимуществ от использования открытого кода, поскольку, не обла-дая квалификацией разработчика, невозможно ни разобраться в «устрой-стве» продукта, ни модифицировать его под свои нужды (так, например, число инсталляций свободного офисного пакета OpenOffice не сравнимо с числом инсталляций его коммерческого аналога – Microsoft Office). В качестве коммерческого продукта выберем операционную систему Microsoft Windows, а его некоммерческий аналог – Linux. Microsoft, производитель операционной системы Windows, стремит-ся максимизировать свою прибыль, устанавливая цену лицензии на ис-пользование своего продукта, в отличие от партнерства разработчиков операционной системы Linux, распространяемой свободно (т. е. бесплатно и с возможностью изменения исходных кодов на условиях copyleft). Допущения: – изначально пользователь ориентирован на использование коммер-ческого продукта (Windows), и только его высокая цена может заставить пользователя приобрести альтернативный некоммерческий продукт (Linux); – переменные издержки будем считать нулевыми (действительно, стоимость изготовления копии программного продукта на компакт-диске или ее размещения в Интернете пренебрежимо мала по сравнению с затра-тами на проектирование и разработку); – каждый пользователь приобретает один и только один продукт: или Windows, или Linux (т. е. одновременная установка двух операцион-ных систем не практикуется – на рынке серверных операционных систем данное предположение вполне соответствует действительности); – распространением пиратских копий в данной модели пренебрежем.
11
Обозначения:
C – цена лицензии на право использования серверной операционной
системы Windows;
max q – емкость рынка;
( ) W x c – количество пользователей Windows при цене лицензии,
равной С ден. ед.;
( ) L x c – количество пользователей Linux при такой цене лицензии
Windows;
d – постоянные издержки, которые Microsoft относит на производ-
ство серверных операционных систем Windows;
Ï ( ) W c – прибыль коммерческого производителя Microsoft от продаж.
Примем, что функция спроса на Windows линейна:
( ) max , W x c q bc
где b > 0, а все пользователи на рынке, которые не приобрели Windows,
бесплатно устанавливают Linux:
max ( ) ( ) . L W x c q x c bc
Необходимо максимизировать прибыль коммерческого производите-
ля в конкуренции с некоммерческим. Задача линейного программирова-
ния, которая стоит перед корпорацией Microsoft, – это максимизация при-
были:
max Ï ( ) ( ) ( ) max, W W c cx c d c q bc d
путем установления цены лицензии С, потому что оптимальная цена ли-
цензии доставляет производителю коммерческого продукта наибольшую
прибыль в ситуации конкуренции с некоммерческим продуктом.
Оптимальная цена лицензии
* max
Может быть интересно
1.2 Задание на лабораторную работу
1. Построить линейные зависимости спроса на операционную систе-
му от цены на лицензию для коммерческого ( ) W x c и некоммерческих
( ) L x c производителей и найти равновесную точку.
2. Построить зависимость прибыли для коммерческого производите-
ля от емкости рынка и определить эффективную стоимость лицензии.
3. Вывести зависимость максимизации прибыли от продажи лицен-
зии для коммерческого производителя.
4. Доказать, воспользовавшись материалом [2],что оптимальная цена
лицензии будет равна * max
и рынок будет делиться пополам.
5. Сформулировать выводы относительно выгод конкуренции ком-
мерческих и некоммерческих производителей для потребителей операци-
онных систем и производителей.
6. Расчеты и построение независимостей выполнить в пакете Exсel
(методика работы приведена в приложении).
1.4 Контрольные вопросы
1. В чем заключаются плюсы владение ОС Windows?
2. В чем заключаются недостатки владения ОС Linux?
3. К каким видам рынков относится рынок ИКТ? 4. Что такое объем рынка? 5. Почему переменные издержки при производстве программных продуктов пренебрежимо малы?
2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
«Мультиагентная модель диффузии инноваций
на рынках ИКТ»
Цели работы: изучить методологию моделирования диффузии (рас-
пространения) инноваций; приобрести практические навыки работы c си-
стемой AnyLogic (свободный доступ, http://www.anylogic.ru/) при построе-
нии агентных моделей распространения диффузий инноваций в виде про-
граммного продукта. В данной лабораторной работе предлагается изучить
агентный подход моделирования сложных систем в виде рынка информа-
ционно-коммуникационных технологий.
2.1 Теоретические сведения
За последние полвека накоплен достаточно большой опыт экономико-
математического моделирования процесса распространения инновационных
продуктов на рынке информационно-коммуникационных технологий.
Схема движения потребителей инновационного продукта между
сегментами рынка ИКТ представлена на рисунке 2.1, где
T(t) – суммарное число индивидов на рынке в момент времени t;
M(t) – суммарное число потенциальных потребителей инновацион-
ного продукта на рынке в момент времени t;
N(t) – суммарное число действующих потребителей инновационного
продукта на рынке в момент времени t;
( )
( )
dM t
m t
dt
– число индивидов, переходящих за бесконечно малый
промежуток времени dt с неохваченного рынка на потенциальный;
( )
( )
dN t
n t
dt
– скорость распространения инновации – число индиви-
дов, переходящих за бесконечно малый промежуток времени dt с потенциаль-
ного рынка на охваченный В теории инноваций под диффузией инноваций
16
понимается решение N = N(t) задачи Коши для дифференциального урав-
нения:
, ( )
dN
f t N t
dt
(2.1)
с начальным условием
N(0) = N0,
где t – время;
N(t) – объем распространения инновации к моменту t (который опре-
деляется обычно количеством проданных экземпляров или количеством
действующих потребителей инновационного продукта);
f t,N(t) – функция, определяющая формулой диффузионной кри-
вой и отражающая определенные предположения о природе процесса рас-
пространения инноваций.
При этом предполагается обычно, что функция N(t) непрерывна
и дифференцируема при всех неотрицательных t, а функция f t,N(t)
унимодальна.
Базовая модель диффузии инноваций представляется следующим
образом:
, ( ) ( ).
dN
g t N t M N t
dt
(2.2)
В этой модели общее число потенциальных потребителей инновации
M неизменно во времени, а скорость распространения инновации dN dt
в каждый момент времени пропорциональна объему потенциального рын-
ка M – N(t).
По мере увеличения общего числа действующих потребителей инно-
вационного продукта N(t) и соответственно уменьшения числа потенци-
альных потребителей M – N(t) скорость распространения инновации сни-
жается.
Функция g t,N(t) в модели (2.1) в теории инноваций называется
скоростью адаптации, обычно интерпретируется как вероятность того, что
потенциальный потребитель инновационного продукта приобретет его
в момент t, и считается линейной функцией N(t):
g t,N(t) a bN(t). (2.3)
Подстановка скорости адаптации в базовую модель диффузии инно-
ваций (2.2) дает следующее обыкновенное дифференциальное уравнение
фундаментальной модели диффузии инноваций:
.
dN
a bN M N
dt
(2.4)
Параметры a и b в фундаментальной модели диффузии инноваций
(2.4) отражают соответственно степень внешних и внутренних воздействий
18
на скорость адаптации и, следовательно, на скорость распространения ин-
новации.
Внешние влияния на скорость адаптации определяются потребностью
пользователей в инновациях и уровнем маркетинговых и рекламных ком-
муникаций, чему соответствует слагаемое a(M – N) в правой части (2.4).
Внутренние влияния на скорость адаптации обусловлены коммуни-
кациями между действующими пользователями инновации и потенциаль-
ными потребителями (в результате которых потенциальным потребителям
передается информация об инновационном продукте), и этому соответ-
ствует слагаемое bN(t)(M – N).
В этой лабораторной работе нужно исследовать влияние внешних
воздействий в виде рекламы на продвижение инноваций (программного
продукта) при b = 0, тогда:
.
dN
a M N
dt
(2.5)
Разделяя переменные в уравнении (2.5), имеем
,
dN
a dt
M N
решение:
ln M N at Const
или Const ( ) . at N t M e
Постоянная интегрирования определяется из начального условия
(2.1), и окончательно рост охвата рынка во времени (рис. 2.2) описывается
функцией:
Агенты в AnyLogic. Агент – это некоторая сущность, обладающая
активностью, автономным поведением, принимающая решения в соответ-
ствии с некоторым набором правил, взаимодействующая с окружением
и другими агентами, а также сама при этом изменяющаяся. При помощи
агентов целесообразно моделировать рынки ИКТ (агенты – производитель
программного продукта и потенциальный пользователь). Активный объект
имеет параметры, которые можно изменять извне, переменные, которые
можно считать памятью агента, а также поведение (рис. 2.3).
2.2 Задание на лабораторную работу Создайте классическую модель распространения (диффузии) инно-ваций и те ее расширения, которые демонстрируют возможности AnyLogic для создания агентных моделей. Внимание! Ход лабораторной работы описан при использовании ин-струмента для имитационного моделирования AnyLogic версии 5.4.1. Про-изводители непрерывно совершенствуют свой программный продукт, по-этому на сайте вы сможете скачать самую новую версию. Помните, что пе-ред вами не инструкция, а указания по выполнению лабораторной работы. В случае затруднений при работе с программой обращайтесь к учебным материалам сайта [4] и в службу поддержки (https://www.anylogic.ru/resources/support/).
2.3 Ход работы
1. Создайте проект для своей модели и сохраните его в папке.
Первым действием при создании агентной модели является создание агентов. Для каждого агента задается набор правил, согласно которым он взаимодействует с другими агентами; это взаимодействие и определяет общее поведение системы. В данной работе агентами будут пользователи программного продукта. Создадим агентную модель с помощью Мастера создания модели.
Шаг 1. Щелкните мышью по кнопке панели инструментов «Создать». Выберите путь «Agent» – «Параметры» – «Память» – «Поведение» – «Ин-терфейс». Появится диалоговое окно «Новая модель». Задайте имя новой модели. Щелкните мышью по кнопке «Далее».
Шаг 2. Выберите шаблон модели (рис. 2.4). В связи с тем, что созда-ем новую агентную модель, то нужно установить флажок «Использовать шаблон модели» и выбрать «Агентная модель» в расположенном ниже
21
списке «Выберите метод моделирования». Щелкните мышью по кнопке «Далее».
Рис. 2.4 – Выбор шаблона модели
Шаг 3. Создайте агентов, т. е. задайте имя класса агента и количе-ство агентов, которое будет изначально создано в нашей модели. Задайте в качестве имени класса Person и введите в поле «Начальное количество пользователей программного продукта (агентов)» – 1000. Щелкните мы-шью по кнопке «Далее».
Шаг 4. Задайте свойства пространства, в котором будут обитать аген-ты и выберите фигуру анимации агента. Установите флажок «Добавить пространство» и выберите ниже тип этого пространства – «Непрерывное».
22
Задайте размер данного пространства: введите в поле «Ширина» значение «600», а в поле «Высота» – «350». В результате агенты будут располагаться каким-то образом в пределах непрерывного пространства, отображаемого на презентации модели 65 областью размером 600×350 пикселей. Не меняй-те значения, выбранные в выпадающих списках «Начальное расположе-ние» и «Анимация».
Пусть агенты изначально расставляются по пространству случайным образом, а анимируются с помощью фигурки человечка. Щелкните мышью по кнопке «Далее».
Шаг 5. Задайте сеть взаимосвязей агентов (рис. 2.5). Установите флажок «Использовать сеть» и оставьте выбранной опцию «Случайное». Ниже можно установить флажок «Показывать связи», чтобы отображать на презентации связи между знакомыми (или потенциально могущими встретиться и пообщаться) агентами с помощью линий. Щелкните мышью по кнопке «Далее».
Рис. 2.5 – Задание сети взаимосвязей агентов
23
Шаг 6. Установите флажок «Добавить простое поведение». В ре-зультате у агента будет создана диаграмма состояний.
2. Задайте характеристики агента.
Характеристики агента задаются с помощью параметров класса. Все агенты обладают общей структурой, поскольку все они задаются объекта-ми одного класса. Параметры же позволяют задавать характеристики ин-дивидуально для каждого агента.
Создадим параметр, задающий подверженность пользователя влия-нию рекламы. Откройте структурную диаграмму класса Person. Перетащи-те элемент «Параметр» из палитры «Основная» на диаграмму класса, в окне свойств параметра задайте имя AdEffectiveness, значение по умол-чанию – 0.011.
3. Задайте поведение агента.
Поведение агента обычно описывается в классе этого агента (в этой модели – класс Person) с помощью диаграммы состояний (стейтчарт). Ма-стер создания моделей уже создал простейшую диаграмму состояний из двух состояний, между которыми существует два разнонаправленных перехода. Изменим данный стейтчарт.
1. Откройте структурную диаграмму класса Person. На диаграмме класса видно следующую диаграмму состояний (рис. 2.6).
2. Откройте свойства верхнего состояния, переименуйте верхнее состояние в PotentialAdopter. Это начальное состояние. Нахождение стейтчарта в данном состоянии означает, что пользователь еще не купил программный продукт.
3. Нижнее состояние назовите Adopter (т. е. пользователь уже купил программный продукт).
24
Рис. 2.6 – Структурная диаграмма класса Person
4. Измените свойства перехода из состояния PotentialAdopter в состо-яние Adopter. Этот переход будет моделировать покупку программного продукта. В окне свойств перехода выберите «С заданной интенсивно-стью» из выпадающего списка «Происходит» и введите AdEffectiveness в расположенном ниже поле «Интенсивность». Время, через которое поль-зователь купит программный продукт, экспоненциально зависит от эффек-тивности рекламы программного продукта.
5. Удалите переход, ведущий из нижнего состояния в верхнее, по-скольку пока создается простейшая модель, в которой пользователь, одна-жды приобретший продукт, навсегда остается его потребителем, и, соот-ветственно, перехода из состояния Adopter в состояние PotentialAdopter пока что быть не должно (рис. 2.7). Чтобы удалить переход, выделите его на диаграмме и нажмите Del. 6. Настройте выполнение модели (рис. 2.8). В окне свойств экспери-мента перейдите на вкладку «Модельное время» и задайте останов модели после 8 единиц модельного времени.
7. Постройте проект с помощью кнопки панели инструментов «По-
строить» (клавиша F7). Если ошибок в проекте нет, то запустите модель.
Вы увидите, как число потенциальных покупателей (синих) переходит
в разряд покупателей (красных).
26
4. Подсчитайте потребителей программного продукта.
Главная задача модели распространения инноваций в виде про-граммного продукта – изучение того, как быстро пользователи покупают новый программный продукт. Для этого будем подсчитывать число поль-зователей и потенциальных пользователей программного продукта, что можно сделать с помощью функций сбора статистики. Создадим функции сбора статистики для подсчета потенциальных пользователей программно-го продукта.
1. Откройте диаграмму класса Main. Выделите на диаграмме вло-женный объект people.
2. Перейдите на вкладку Статистика панели свойств объекта people. Щелкните мышью по кнопке «Добавить функцию сбора статистики». От-кроется секция свойств для задания свойств новой функции сбора стати-стики по элементам этого реплицированного объекта (people).
3. Задайте имя функции – potentialAdopters. Оставьте выбранный по умолчанию «Тип функции» – «Количество». Задайте «Условие»: item.statechart.isStateActive(item.PotentialAdopter). Эта функция будет вести подсчет количества агентов, для которых выполняется заданное условие, т. e. тех агентов, которые находятся в текущий момент времени в состоянии PotentialAdopter (являются потенциальными потребителями программного продукта). Здесь item – это агент (элемент реплицированного объекта people).
4. Создайте еще одну функцию сбора статистики (рис. 2.9). Назо-вите ее adopters. «Тип функции» – «Количество». Условие: item.statechart.isStateActive(item.Adopter). Данная функция будет вести подсчет количества агентов, которые находятся в состоянии Adopter (т. е. уже приобрели программный продукт).
27
Рис. 2.9 – Создание функции сбора статистики
Добавьте временной график, отображающий динамику изменения
численности потребителей и потенциальных потребителей продукта. Рас-
положите его, как показано на рисунке 2.10.
Рис. 2.10 – Временной график, отображающий динамику
изменения численности потребителей и потенциальных потребителей
продукта
Настройте свойства графика (рис. 2.11).
28
Рис. 2.11 – Настройка свойств графика
Проверьте ошибки и запустите модель. Для проверки ошибок по-
стройте проект с помощью кнопки панели инструментов «Построит» (или
клавиша F7). В окне «Ошибки» появится список всех ошибок, обнаружен-
ных в проекте, если таковые имеются. Двойным щелчком мыши по ошибке
в этом списке можно перейти к предполагаемому месту ошибки, чтобы ис-
править ее. После построения проекта снова запустите модель.
На графике (рис. 2.12) проследите динамику моделируемого процес-
са. Под влиянием рекламы в каждую единицу времени постоянная доля
от общей численности потенциальных потребителей программного про-
дукта приобретает распространяемый программный продукт.
Рис. 2.12 – График динамики моделируемого процесса
29
При внедрении нового информационного продукта на рынок, когда число потребителей равно нулю, реклама будет являться единственным источником продаж. Наибольший рекламный эффект отмечается в начале процесса распространения информационного продукта; он неуклонно па-дает по мере уменьшения численности потенциальных потребителей.
2.5 Контрольные вопросы 1. В чем суть диффузии инноваций? 2. Что такое внутренние и внешние воздействия на диффузию инно-ваций? 3. К какому дифференциальному уравнению сводится диффузия ин-новаций? 4. Что такое мультиагентные системы? 5. Что такое стейтчарт?
2.6 Содержание отчета 1. Цель работы. 2. Основные теоретические сведения. 3. Диффузия инноваций в виде ОДУ Коши. 4. Скриншоты работы модели инноваций. 5. Графики диффузии инноваций в виде программного продукта. 6. Ответы на контрольные вопросы.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Замятин Н. В. Рынки информационно-коммуникационных техно-логий и организация продаж : учеб. пособие / Н. В. Замятин. – Томск : ФДО, ТУСУР, 2016. – 202 с. 2. Соловьев В. И. Стратегия и тактика конкуренции на рынке про-граммного обеспечения : Опыт экономико-математического моделирова-ния / В. И. Соловьев. – М. : Вега-Инфо, 2010. – 200 с. 3. Замятин Н. В. Методические указания к выполнению лаборатор-ных и практических работ по дисциплине «Рынки ИКТ и организация про-даж» / Н. В. Замятин. – Томск : АОИ, ТУСУР, 2015. – 100 с. 4. AnyLogic за 3 дня : практическое пособие по имитационному мо-делированию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.anylogic.ru/resources/books/free-simulation-book-and-modeling-tutorials/ (дата обращения: 28.11.2017).
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, планирую поступать в магистратуру на факультет Психологии « Психология личности»в РГГУ скажите пожалуйста, есть ли у вас, ответы на вступительные экзамены? так как, планирую, сделать акцент на бюджет. Спасибо.
Арсений, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Дистанционная помощь в защите ВКР
Анастасия, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте. Нужна срочно практическая часть вкр, третья глава. Скину похожие работы, на которые можно ориентироваться
Александр, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
вкр по теме: экологический туризм России : анализ состояния, проблемы и перспективы
Людмила, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте вы защищаете ВКР?
Ольга, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать магистерскую ВКР на тему «Совершенствование логистических бизнес-процессов на примере торговой компании». Не менее 100 страниц.
Миша, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте нужна работа Вкр
Лена, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать ВКР 3 раздела Тема строительство строительство жилого дома с применением каркасно-монолитных технологий Антиплагиат от 75% ПЗ и чертежи
Владимир, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.