Эксперт
Сергей
Сергей
Задать вопрос
Мы готовы помочь Вам.
  1. I. Цель и задачи практической работы

Цель лабораторной работы – закрепить и углубить теоретические знания по дисциплине «КиИТ в сфере безопасности» использования программных продуктов для решения задач производственной и экологической безопасности, развить навыки самостоятельной работы будущих специалистов в области техносферной безопасности.

Выполнение данной работы в рамках изучения дисциплины «КиИТ в сфере безопасности» должно подготовить будущих специалистов теоретически и методически к решению сложных вопросов обеспечения техносферной безопасности на различных производствах.

Задачи лабораторной работы по дисциплине «КиИТ в сфере безопасности»:

– закрепление полученных знаний по данной дисциплине;

– выработать знания у студентов по работе с программными продуктами на примере программы системы оценки условий труда.

 

  1. II. Содержание лабораторной работы

Лабораторная работа оформляется в виде пояснительной записки, состоящей из текста, а также рисунков, таблиц и скрин-шотов работы программы, выполняемых с помощью программного средства.

 

III. Задание на лабораторную работу

  1. Ознакомиться с презентацией Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. О специальной оценке условий труда
  2. Ознакомиться с описанием программы, реализующей подготовку документов в соответствии с Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. О специальной оценке условий труда.
  3. Ознакомиться с анимацией работы программного продукта, реализующей подготовку документов в соответствии с Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. О специальной оценке условий труда.
  4. 4. Выделить исходные данные, промежуточные и итоговые результаты.
  5. 5. Ознакомиться с перечнем документов по СУОТ для организации.
  6. 6. В соответствии с работой программы выделить основные моменты работы программы выполнить скриншоты (возможно использование материалов описания программы) и составить краткую последовательность работы программы, включая таблицы специальной оценки условий труда для одного из работников организации, используя примеры документов (генерального директора, слесаря ремонтника, электросварщика).

 

  1. IV. Методическое обеспечение
  2. Презентация Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. О специальной оценке условий труда (Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013.ppt).
  3. Описание программы (Руководство Аттестация РМ 10.doc).
  4. Программа анимация заполнения карты специальной оценки условий труда apm10syot.exe в архиве apm10soyt_video_demo.rar).
  5. Перечень заполненных документов для организации (Полный пакет документов по СУОТ.rar).

 

  1. V. Краткое описание возможностей программы Аттестация РМ 10

Протоколы и карты специальной оценки, формируемые программой, соответствуют требованиям Федерального закона «О специальной оценки условий труда» от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ и Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н.

В программе автоматизирована подготовка полного пакета документов по специальной оценке от перечня и расчета сметы до формирования итоговой таблицы результатов, сводной ведомости, плана мероприятий, сведений об организации, проводящей СОУТ, отчет о результатах СОУТ и других сопроводительных документов.

В программу включены следующие базы данных с возможностью их дополнения:

— описание выполняемой работы;

— типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты;

— дополнительные отпуска;

— льготные пенсии;

— медицинские осмотры;

— молоко;

— лечебно-профилактическое питание;

— запрет применения труда подростков;

— запрет применения труда женщин;

— освещение.

В программе реализованы протоколы следующих факторов:

— химический фактор (ВРЗ);

— оценка биологического фактора;

— аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД);

— световая среда;

— микроклимат;

— шум;

— вибрация локальная;

— вибрация общая;

— инфразвук;

— ультразвук воздушный;

— ультрафиолетовое излучение;

— электромагнитное поле промышленно частоты 50 Гц;

— постоянное магнитное поле;

— электростатическое поле;

— электромагнитное излучение радиочастотного диапазона;

— ионизирующее (рентгеновское) излучение;

— напряженность трудового процесса;

— тяжесть трудового процесса (с калькулятором);

— оценка эффективности средств индивидуальной защиты.

Максимальное количество зон всех протоколов равно 6 или 10 (протоколы по виброакустике, освещению, ультразвуку и электромагнитному излучению радиочастотного диапазона содержат 10 зон; протоколы по микроклимату дополнительно содержат зоны для неотапливаемых помещений, открытой территории и прочих помещений, а протокол по освещенности — «открытая территория» и «прочее»).

Программа соответствует следующим критериям:

  • соответствие действующему законодательству в области СОУТ;
  • максимальная скорость оформления материалов СОУТ;
  • возможность контролировать конечный результат при заполнении протоколов;
  • возможность быстро вносить изменения в материалы на любой стадии оформления;
  • контроль и оповещение о возможных ошибках.

Содержание

 

 

Введение 4
1.                 Методика проведения экологической экспертизы раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМООС) 6
2.                  Экологический производственный контроль на предприятии 20
Список использованной литературы 43
Приложение А 46

 

Введение

 

 

Закон «Об охране окружающей среды», предусматривает жесткие экологические требования к разрабатываемой документации при принятии проектных решений, требует оценки характера использования природных ресурсов, определения параметров воздействия объекта на компоненты окружающей среды, а также составления прогноза экологических и социальных последствий строительства и эксплуатации объектов.  Высокие требования со стороны нормативно-правовой базы и отсутствие методики проведения экологической экспертизы проектной документации строящихся объектов, создают сложности при разработке раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».

Значительный вклад в исследования проблем экологической экспертизы, экологического прогнозирования, учета экологических требований при ведении хозяйственного планирования внесли работы ученых К.П. Дьяконова, Л.В. Дончевой, С.И. Колесникова, И.И. Букса, С.А. Фомина, А.Н. Матвеева, В.К. Донченко, А.В. Дончевой. Вопросы организации и проведения экологической экспертизы анализировались в новейших учебниках и учебных пособиях, научных статьях, и комментариях, научно-популярной литературе. Тема экологической экспертизы также рассматривалась в трудах таких видных российских ученых как С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука М.И. Васильевой, О.Л. Дубовик, Б.В. Ерофеева, Т.В. Злотниковой, И.О. Красновой, Ю.Л. Максименко, Н.Ф. Реймерса, М.В. Хотулевой, А.С. Шестерюка, А.В. Яблокова.

В учебном пособии представлен алгоритм реализации экологического производственного контроля на предприятии с учетом особенностей современного природоохранного законодательства.

Цель учебного пособия – раскрыть особенности практической реализации экологической экспертизы для строящихся объектов и экологического производственного контроля на предприятии для повышения профессиональной компетентности студентов, обучающихся по экологическим направлениям. Учебное пособие может быть полезно специалистам-экологам на предприятиях.

Структура пособия включает два основных раздела: «Методика проведения экологической экспертизы раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМООС)» и «Экологический производственный контроль на предприятии», а также приложение, в котором представлен пример раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» для строящихся объектов, который может быть использован в практической деятельности строительных организаций, предприятий – производителей экологических услуг, общественных организаций экологической направленности, разрабатывающих и согласовывающих проектную документацию в государственной экологической экспертизе.

В каждом разделе представлен анализ нормативно-правовой базы в области проведения экологической экспертизы проектной документации строящихся объектов и экологического производственного контроля.

  1. Методика проведения экологической экспертизы раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМООС)

 

 

Анализ нормативно-правовой базы в области экологической экспертизы показал, что нормативно-правовая база имеет разрозненный, противоречивый характер и требует систематизации. Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу как «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы». В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы составляют: статьи 41 (п.3) и 42 Конституции РФ, закон РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 33) и целевой Федеральный закон «Об экологической экспертизе», являющийся фактически «Основами российского экологического законодательства». Помимо федеральных законов действует ряд конкретизирующих их постановлений Правительства и дополняющих указов Президента РФ. Также при разработке раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» следует руководствоваться требованиями нормативно-методических документов по охране окружающей природной среды, положениями различных глав СНиП, инструкций, стандартов, ГОСТов, регламентирующих или отражающих требования по охране природы при строительстве и эксплуатации объектов различного назначения. Существующая нормативно-правовая база обеспечивает соблюдение экологических требований при разработке проектной документации и снижение экологических рисков при строительстве, но в связи с тем, что она очень обширна, есть сложности в соблюдении всех требований и, соответственно, возрастает риск нарушений.

Перечень и иерархия законодательных и нормативно-методических документов, предлагаемых для использования при разработке раздела (ПМООС) представлены на рис. 1-4.

Рисунок 1 ¾ Перечень законодательных и нормативно-методических документов в области экологической экспертизы

 

Рисунок 2 ¾ Перечень законодательных и нормативно-методических документов в области охраны атмосферного воздуха и защиты от шума

Рисунок 3 ¾ Перечень законодательных и нормативно-методических документов в области Земельный кодекс и Водный кодекс

Рисунок 4 ¾ Перечень законодательных и нормативно-методических документов в области обращение с отходами производства и потребления

Строительное производство оказывает негативное воздействие на природные комплексы. В районах строительства, особенно промышленного, наблюдается высокий уровень загрязнения воздуха, воды, почвы. Это происходит на всех стадиях строительства: при проведении проектно-изыскательских работ, при строительстве дорог и карьеров, непосредственно при выполнении работ на строительной площадке. Проведен анализ и выявлены основные этапы строительства наружного освещения и связанные с ними экологические риски. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте установок наружного освещения могут возникнуть следующие экологические риски: загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение почвы при разработке грунтов и временном складировании отходов производства и потребления, снятие плодородного слоя почвы, частичное уничтожение почвенно-растительного покрова, вырубка зеленых насаждений; шумовое воздействие строящегося объекта. Основные этапы строительства наружного освещения представлены на рис. 5.

Рисунок 5 ¾ Основные этапы строительства  наружного освещения

Экологические риски при строительстве установок наружного освещения представлены на рис. 6.

Рисунок 6 ¾ Экологические риски при строительстве наружного освещения

Основанием для разработки раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМООС) являются: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ (ст.12); Федеральный закон «Об охране окружающей среды»» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ст.34); Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ (ст.11,12).

Раздел ПМООС является неотъемлемой и обязательной частью проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию объектов различного назначения. Согласование раздела ПМООС осуществляется при подаче всей необходимой документации в органы, занимающиеся Государственной экспертизой проектной документации, или Государственной экологической экспертизой. Состав разделов ПМООС регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16.02.2008 г. № 87 (пункты 25 и 40 соответственно). До настоящего времени Министерством регионального развития РФ не разработаны, а Правительством РФ не утверждены требования к составу и содержанию ПМООС. В связи с этим состав и содержание разделов ПМООС могут различаться с учетом специфики намечаемой деятельности и особенностей функционального использования территории строительства и реконструкции. Документы, необходимые для разработки проекта ПМООС, представлены на рис. 7.

Для снижения негативного воздействия, вызванного работами по строительству наружного освещения, в разделе ПМООС были разработаны мероприятия и рекомендации, представленные в табл. 1.

 

 

Рисунок 7 ¾ Документы, необходимые для разработки проекта ПМООС

 

Рисунок 8 ¾ Подразделы ПМООС

Таблица 1 – Комплекс мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при строительстве объектов наружного освещения

Экологические риски при строительстве объектов наружного освещения Мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду
Техногенное воздействие на земельные ресурсы Разделом ПМООС предусмотрено выполнение следующих основных природоохранных мероприятий:

¾     временное хранение отходов в контейнерах на специально выделенной площадке с твердым покрытием и их своевременный вывоз на лицензионное предприятие;

¾     восстановление нарушенных в ходе строительных работ территорий в местах прохождения кабеля (технический и биологический этапы рекультивации).

Все предусмотренные проектом организационные, технологические, строительные мероприятия позволят сохранить окружающую территорию в чистом и незахламленном состоянии. Выполнение при производстве строительных работ всех организационно-профилактических мероприятий позволит максимально предупредить, а в ряде случаев и полностью исключить нарушение почвенно-растительного покрова, что способствует охране окружающей среды и предотвращению негативного влияния криогенных процессов на устойчивость инженерных сетей.

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ При производстве работ вблизи жилой застройки следует руководствоваться принципом последовательного проведения работ, исключающим одновременную работу нескольких единиц строительной техники. На каждом из этапов производства работ, вблизи жилой застройки, работает только одна единица строительной техники.

Проектом предусматриваются следующие мероприятия по уменьшению негативного воздействия на атмосферный воздух в процессе проведения строительных работ:

¾     применение технически исправного автотранспорта и строительной техники;

¾     рассредоточение во времени работы строительных машин и механизмов, не задействованных в едином непрерывном технологическом процессе;

¾     ограничение продолжительности работы строительной техники;

¾     стоянка техники в период вынужденного простоя и технического перерыва только при неработающем двигателе;

¾     применение закрытой транспортировки и хранения строительных материалов с целью исключения пыления грузов;

¾     контроль за расходом горюче-смазочных материалов.

Техника при выпуске на линию должна проходить контроль токсичности и дымности выхлопных газов на специальных контрольно-регулировочных пунктах (КРП). Проверке подвергается не менее 3-5 % техники, выпускаемой на линию ежедневно, т.е каждый автомобиль проверяется не реже одного раза в месяц. Применение КРП позволяет добиться снижения выбросов оксида углерода на 28 %, углеводородов – на 30 %.

Акустическое воздействие объектов на окружающую среду В период производства работ негативное акустическое воздействие на прилегающей территории необходимо свести к минимуму. Для этого необходимо выполнение следующих технологических и организационных мероприятий:

¾     использование современного исправленного, своевременно ремонтируемого автотранспорта и строительной техники;

¾     использование строительной техники и оборудования только в дневное время суток с 7.00 до 23.00;

¾     запрет на проведение строительных работ в ночное время суток с 23.00 до 7.00;

¾     рассредоточение во времени работы строительных машин и механизмов, не задействованных в едином непрерывном технологическом процессе;

¾     соблюдение последовательного графика работы строительной техники с обязательным отключением машин и установок во время перерывов;

¾     установка оповещающих знаков на территории ближайших площадок отдыха на период проведения работ;

¾     проведение в течение рабочего дня 1 раз в час на 10 мин. перерывов в работе, связанной с работой шумных механизмов или шумных технологических операций; с графиком «тихих перерывов» ознакомить жильцов домов, близлежащих к зоне проведения строительных работ. Это позволит проводить проветривание жилых помещений.

При правильном соблюдении технологических и организационных мероприятий, акустическая обстановка в районе строительства, а также на территории, прилегающей к жилым домам, измениться не существенно, следовательно, шум, от работы строительных машин не вызовет риск ухудшения здоровья жителей ближайших домов.

Загрязнение поверхностных и подземных вод В целях охраны поверхностных и поземных вод и обеспечения режима хозяйственной деятельности в водоохраной зоне в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ необходимо выполнение следующих технологических и организационных мероприятий:

¾     ограждение зоны строительных работ и обеспечение безопасной транспортировки машин со стройматериалами;

¾     соблюдение технологии производства и недопущение попадания в траншеи строительного мусора и горюче-смазочных материалов;

¾     предотвращение загрязнения водоохраной зоны отходами строительного производства, горюче-смазочными материалами;

¾     запрещение заправки топливом, мойки и ремонта автомобилей, механизмов в пределах водоохраной зоны;

¾     регулярный вывоз и утилизация бытовых и строительных отходов;

¾     использование на хозяйственно-бытовые нужды работающих на строительной площадке привозной воды.

¾     запрещение движения  и стоянки транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Складирование (утилизация) отходов производства и потребления Для снижения количества образования отходов, степени их опасности и отрицательного влияния на окружающую среду при эксплуатации объектов общественного назначения предусматриваются следующие мероприятия:

¾     организация мест временного хранения строительных отходов;

¾     для сбора и вывоза строительных отходов на территории стройплощадки рекомендуется бесперебойная подача специализированного автотранспорта лицензированной организации;

¾     количество и периодичность вывоза определяется оптимальной грузоподъёмностью транспортных средств;

¾     техническое обслуживание автотранспорта и техники на строительной площадке не производится.

Выполнение указанных мероприятий достигается путём:

¾     заключения договоров с лицензированными организациями на вывоз, приём и переработку образующихся отходов;

¾     обеспечения своевременного вывоза всех образующихся отходов в соответствии с санитарными нормами и требованиями экологической безопасности.

Договоры с лицензированными организациями на вывоз, приём и переработку всех видов отходов заключаются с момента приёмки фронта работ и действуют до сдачи выполненных работ Заказчику.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению способами, обеспечивающими безопасность здоровья населения и среды обитания.

Антропогенная нагрузка на растительный и животный мир В целях сохранения естественных лесонасаждений в зоне работ не допускается:

¾     забивать в стволы деревьев гвозди, штыри и др. для крепления знаков, ограждений, проводов и т.п.;

¾     привязывать к стволам или ветвям проволоку для различных целей;

¾     закапывать или забивать столбы, колья, сваи в зоне активного развития деревьев;

¾     складывать под кроной дерева материалы, конструкции, ставить строительные машины и грузовые автомобили;

¾     в зоне радиусом 10 м от ствола не допускается: сливать горюче-смазочные материалы; устанавливать работающие машины; складировать на земле химически активные вещества (соли, удобрении, ядохимикаты).

В целях предотвращения деградации и гибели объектов животного и растительного мира в результате строительства предлагается комплекс основных мероприятий:

¾     применение строительных машин и механизмов, имеющих минимально возможное удельное давление ходовой части на подстилающие грунты;

¾     запрещение выжигания растительности;

¾     складирование отходов только на площадках, имеющих твердое покрытие;

¾     оборудование стационарных механизмов поддонами, предотвращающими загрязнение почв горюче-смазочными материалами; использование только исправной техники;

¾     по завершении строительства производится сбор строительных отходов с последующей утилизацией и благоустройством земель.

Комплекс мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при строительстве объектов наружного освещения базируется на принципах сохранения компонентов природной среды, минимизации негативного воздействия на окружающую среду в процессе строительства объекта наружного освещения. Таким образом, строительство проектируемого объекта при соблюдении вышеперечисленных природоохранных мероприятий не приведет к ухудшению экологической ситуации на прилегающей территории.

Экспериментальная апробация представлена (Прил. А):

  • результатами расчетов максимально-разовых и валовых выбросов от автотранспорта, выполненными с помощью программы АТП «Эколог», версия 3.0, фирма «Интеграл»;
  • результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ с использованием программы УПРЗА Эколог, версия 3.0, фирма «Интеграл» (результаты расчета приземных концентраций приводятся в виде карт рассеивания с изолиниями приземных концентраций загрязняющих веществ);
  • результатами расчетов акустического воздействия объектов на окружающую среду, выполненными по формулам в соответствии с СНиП 23-03-03 «Защита от шума»;
  • результатами расчета класса опасности грунта с помощью программы «Расчет класса опасности отходов», версия 2.0, фирма «Интеграл» и в соответствии с приказом МПР РФ №511 от 15.06.2001 г. «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
  1. 2. Экологический производственный контроль на предприятии

 

 

2.1 Система государственного экологического надзора в области охраны окружающей среды

ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

  1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
  2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
  3. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
  4. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя:
  • наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
  • сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;
  • сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;
  • сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;
  • сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
  • сведения о программе производственного экологического контроля;
  • сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
  • информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
  • информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
  • сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
  • информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
  1. Сбор, хранение, обработка, предоставление и распространение информации, характеризующей объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
  2. Сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их автоматизированная обработка обеспечиваются за счет использования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, идентификационных номеров налогоплательщиков, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Кодом объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, является уникальный номер, не повторяющийся во времени, присвоенный объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и подлежащий сохранению до ликвидации данного объекта.

  1. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
  3. Информация об уровнях и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления, содержащаяся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является открытой для ознакомления, за исключением информации, отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну.
  4. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  5. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

 

Система государственного регулирования обращения с отходами в РФ

Ежегодно в российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов всех видов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 %.

Успешное решение проблемы нерегулируемого, возрастающего накопления отходов возможно на основе разработки и реализации единой, комплексной системы государственного управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Государственное управление экологически безопасным обращением с отходами осуществляется на основе системы государственного регулирования деятельности по обращению с отходами, основными компонентами которой являются взаимно дополняющие друг друга и связанные в единую цепь пять компонентов (рис. 9):

  1. Законодательная и нормативная правовая база (определение «правого поля»), регламентирующая деятельность по обращению с отходами.
  2. Институциональные основы (определение уполномоченных органов, отвечающих за организацию и проведение работ по регулированию обращения с отходами, их основных функций).
  3. Инструменты государственного регулирования обращения с отходами (экономические механизмы регулирования и административные методы воздействия).
  4. Государственный экологический контроль за соблюдением природоохранных требований при обращении с отходами и государственная экологическая экспертиза технологий переработки и утилизации отходов производства и потребления и объектов размещения отходов.
  5. Информационно-аналитическое обеспечение системы обращения с отходами (создание «информационного поля» – государственный кадастр отходов).
Государственный кадастр отходов
Институциональные основы (уполномоченные органы)
Государственный экологический контроль и государственная экологическая экспертиза
Законодательная и нормативная база
Государственное регулирование (экономические и административные методы)

Рисунок 9 – Схема модели системы государственного управления экологически безопасным обращением с отходами

Инструментальные основы (уполномоченные органы). Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования:

Правительство РФ:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ:

  • Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
  • Федеральное агентство водных ресурсов.
  • Федеральное агентство по недропользованию.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
  • Федеральная служба по труду и занятости.
  • Федеральное медико-биологическое агентство.

Министерство сельского хозяйства РФ:

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

2.2 Государственный кадастр отходов

Государственный кадастр отходов разрабатывается с целью информационного обеспечения системы государственного управления в области обращения с отходами производства и потребления достоверной информацией об отходах: их происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов для ОПС, условиях их размещения, технологиях использования и обезвреживания.

Государственный кадастр отходов представляет собой периодически пополняемый, систематизированный свод данных об отходах производства и потребления , объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов и состоит из трех разделов (рис. 10).

Государственный кадастр отходов
Государственный реестр объектов размещения отходов
Банк данных об отходах и технологиях переработки
Федеральный классификационный каталог отходов
 
Экологическая экспертиза
Трансграничное перемещение отходов
 
 
Класс опасности отхода
Паспорт опасного отхода
Предприятие
Технология переработки отходов
Объекты размещения отходов

Рисунок 10 – Схема формирования государственного кадастра отходов

Кадастр имеет иерархическую структуру и содержит систематизированные данные об отходах на уровне Российской Федерации.

Создание и ведение государственного кадастра отходов обеспечивается Правительством РФ и его территориальными органами.

Порядок формирования федерального классификационного каталога отходов, как одной из составляющих государственного кадастра отходов, закреплен приказом МПР РФ от 02.12.02 №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и на сегодняшний день значительно перерабатывается и дополняется.

В связи с необходимостью внедрения экологически чистых, малоотходных и безотходных технологий на предприятиях нашей страны и используя режим свободного и бесплатного доступа к информации об имеющихся технологиях, Министерство природных ресурсов России обратилось с письмом (№33-01-2/2154 от 30.05.2001 г.) к руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, с предложением предоставить сведения о технологиях использования и обезвреживания отходов, сопутствующем оборудовании и материалах, применяемых на производстве для заполнения государственного кадастра отходов (в части банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, использующая Программно – технологический комплекс «Госконтроль» осуществляет информационно-аналитическое обеспечение Росприроднадзора в области контрольно-надзорной, судебной деятельности, ведения административных расследований, нормирования негативного воздействия на окружающую среду, ведения учета и контроля негативного воздействия и администрирования доходов федерального бюджета в области ответственности Росприроднадзора, в области организации оказания государственных услуг в электронном виде обнспечивает:

  1. ведение реестров разрешительных документов;
  2. процесс приема отчетности природопользователя: по форме 2-ТП (отходы), об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства, расчет платы за негативное воздействие;
  3. администрирование доходов федерального бюджета в области ответственности Росприроднадзора;
  4. введение дел контрольных проверок, судебных и административных дел;
  5. ведение нормирования негативного воздействия на окружающую среду, учет и контроль негативного воздействия на окружающую среду;
  6. организацию рабочего процесса оказания государственных услуг в электронном виде.

Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В целом система представления отчетности в органы экологического контроля в области охраны окружающей среды представлена на рис.11-12. Формы представлены в Приложениях №1-13 Приказа Росстата от 29.08.2014г. Система включает перечень отчетной документации, регламентируемой законом,  методическое пособие по заполнению форм, сроки представления документов и органы власти.

 

 

 

П

Р

И

Р

ОДОПОЛ

Ь

З

О

В

А

Т

Е

Л

Ь

 

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

 

Отчетность по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы)

 

Отчетность по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух)

Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением стат. отчетности)
Сведения об объектах размещения отходов, образования и движения отходов, технологий использования и обезвреживания отходов
ст. 16 ФЗ-7 “Об ООС” негативное воздействие является платным. ст. 23 ФЗ РФ “Об отходах производства и потребления” № 89-ФЗ ст. 28 ФЗ РФ “Об охране атмосферного воздуха” № 96-ФЗ
Приказ № 17 от 28.01.2011 г. ФС Государственной статистики Минэкономразвития РФ «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»
Приказ Росстата Об утверждении формы

№ 540 от 29.08.2014 Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой

 

 

Приказ МПР и экологии РФ  №30 от от 16.02.2010

Приказ МПР и экологии РФ  № 50 от 25.02.2010 г Постановление Правительства РФ № 556 от 22.06.2008 г.

Постановление Правительства по Самарской области

№ 591 от 10.11.2010 г.

Целевая программа, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2009 № 372

Постановление Правительства РФ от 12.06. 2003 г. N 344. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. МПР РФ 26 января 1993 г.

Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632

 

Инструкция по заполнению формы 2-ТП (отходы). Утв. постановлением Госкомстата РФ по согласованию с МПР РФ № 180 от 19 сентября 2002 г..Постановление Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 157.Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы)
 

 

 

Приказ Росстата Об утверждении формы

от 29.08.2014 № 540

 

 

Приказ Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области № 433 от 30.12.2010 г.

 

Формирование отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производиться на сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/wr/

Рисунок 11 – Предоставление отчетности в органы, осуществляющие надзор в области охраны окружающей среды

П

Р

И

Р

О

Д

О

П

О

Л

Ь

З

О

В

А

Т

Е

Л

Ь

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Отчетность по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы)
Отчетность по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух). Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах
№4-ОС (до 25января)
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением стат. отчетности)
Сведения об объектах размещения отходов, образования и движения отходов, технологий использования и обезвреживания отходов
Управление Росприроднадзора по Самарской области*
 

Управление Росприроднадзора по Самарской области*

 

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области

Управление Росприроднадзора по Самарской области*

Сайт Управления Росприроднадзора         http://rpn.gov.ru/wr/

 

ГБУ СО «Природоохранный центр» г.Самара

До 20 числа месяца,  следующего за отчетным кварталом
До 3 февраля следующего за отчетным годом
До 22 января следующего за отчетным годом
До 3 февраля следующего за отчетным годом
До 15 января следующего за отчетным годом
 

* – Для предприятий, внесенных в список в соответствии с Приказом  Минприроды России от 14.09.2011 № 739 «О внесении изменений в Список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Самарской области, оказывающих нега тивное воздействие на окружающую среду и -подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденный приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 г №545.

 

Рисунок 11 – Сроки и порядок представления отчетности

 

2.3 Анализ требований к документообороту в области производственного экологического контроля для предприятий малого и среднего бизнеса

 

Перечень документов к временному положению о порядке осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

  1. Документы, регламентирующие систему охраны окружающей среды:
  2. Положение об экологической службе Заявителя.
  3. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления.
  4. Положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля.
  5. Разработанные и утвержденные типовые формы, включая формы актов отбора проб и протоколов результатов измерений, требований системы аккредитации, а также формы журналов.
  6. Иные документы Заявителя, конкретизирующие способы проведения контроля на предприятии (организации).
  7. Сведения, обосновывающие определение порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами:
  8. Описание технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов.
  9. Описание видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом в области обращения с отходами производства и потребления.
  10. Описание систем удаления отходов.
  11. Описание систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении Заявителя.
  12. Перечень объектов производственного контроля в области обращения с отходами.
  13. Оценка видов и масштабов воздействия технологических процессов и оборудования, связанных с обращением с отходами, на объекты окружающей среды.
  14. Описание природно-климатической и физико-географической специфики территории, на которой размещены объекты, связанные с обращением с отходами.
  15. Копии свидетельства о метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий привлеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
  16. Перечень должностей работников Заявителя, подлежащих профессиональной подготовке и аттестации в области обращения с отходами производства и потребления.
  17. Приказ (распоряжение) о перечне лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
  18. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
  19. Сведения, подтверждающие соответствующую квалификацию лиц, осуществляющих производственный контроль или привлекаемых для участия в мероприятиях по контролю.
  20. Разрешительные документы:

– лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

– информация о наличии проекта нормативов образования отходов с приложением копии титульного листа и выдержки из проекта;

– документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

  1. Паспорта на отходы 1-4 класса опасности.
  2. Отчет по форме 2-ТП (отходы) за предыдущий год.
  3. Перечень организаций, принимающих отходы, наличие у них лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, копии договоров с приложением лицензии.
  4. Информация о наличии установок по обезвреживанию, переработке, утилизации отходов (справка).
  5. Мероприятия производственного контроля.
  6. Информация о наличии программы мониторинга состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов. Результаты мониторинга за предыдущий год.
  7. Заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на объекты длительного размещения и захоронения отходов 1-5 классов опасности.
  8. Сведения о результатах предыдущих проверок, проведенных органами государственного экологического контроля, и выданных предписаниях об устранении нарушений природоохранного законодательства.

(Примечание. Предоставление сведений, указанных в пунктах 1-7, возможно в виде заверенных копий соответствующих разделов проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

При проведении мероприятий по государственному экологическому контролю государственные инспектора в области охраны окружающей среды последовательно проверяют:

  1. Кто конкретно несет ответственность за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду – руководитель предприятия или лицо, им назначенное; все должно быть оформлено приказами или должностными инструкциями.
  2. Основные документы, характеризующие предприятие:
    • свидетельство о государственной регистрации предприятия;
    • документы на землепользование;
    • виды основной деятельности;
    • имеющиеся лицензии;
    • структура предприятия: основные и вспомогательные производства;
    • арендаторы.
  3. Документы по результатам проверок предприятия органами государственного контроля:
    1. журнал учета проверок, соответственно типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141;
    2. акты по результатам предыдущих проверок предприятия;
    3. предписания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований природоохранного законодательства;
    4. протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, и разрешения на возобновление работы;
    5. приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок и предписаниях;
    6. отчеты о выполнении предписаний и актов.
  4. Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду:
  5. ежеквартальные Декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  6. копии платежных поручений о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  7. 5 Порядок оформления производственного контроля, наличие его согласования с органом исполнительной власти.
  8. Документы об образовании: свидетельства (удостоверения) для лиц, допущенных к деятельности в экологической сфере на предприятии (соответственно приказу).
  9. Наличие специальной разрешительной и согласовательной документации по отдельным видам деятельности в сфере охраны окружающей среды (отходы, вода, воздух).

5 Документы по обращению с отходами производства и потребления:

  1. приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;
  2. приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами на обучение или переподготовку;
  3. договоры на размещение отходов, на прием отходов от других организаций;
  4. свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);
  5. план проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.
  6. перечень отходов, образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов);
  7. результаты определения класса опасности образовавшихся отходов;
  8. паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
  9. лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – 4 класса опасности (при необходимости);
  10. свидетельства на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
  11. норматив образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
  12. лимит на размещение отходов;
  13. мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления;
  14. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;
  15. ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.

На сегодняшний день форма отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК), а также методические рекомендации по ее заполнению не утверждены. Обращаем внимание: 1 января 2015 г. вступают в силу:

  • ГОСТ Р 56059–2014 «Производственный экологический мониторинг. Общие положения»;
  • ГОСТ Р 56061–2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;
  • ГОСТ Р 56062–2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения».

Существует перечень учетных журналов для осуществления производственного экологического контроля на предприятии (табл. 2).

Таблица 2 – Учетные журналы и учетные документы хранятся юридическими лицами, в результате деятельности которых образуются отходы, в течение пяти лет

Объект контроля Нормируемые параметры и характеристики Периодичность контроля Примечания  
1 2 3 4  
1. Договоры на передачу отходов Периодичность, своевременность заключения 2 раза в год За 1,5 месяца до окончания действия договоров и после его заключения,

согласно плану-графику

 
Наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих перемещение отходов от мест их образования до мест их захоронения, обезвреживания. Наличие у транспортировщика договора с полигоном (утилизатором) отходов  
2. Журнал первичного    учета отходов Систематичность заполнения 1 раз в квартал До 20 числа следующего за окончанием квартала месяца согласно плану-графику проверок  
Разборчивость всех граф  
Полнота заполнения  
3. Инвентаризация отходов Актуальность и неизменность технологического процесса 1 раз в год Согласно плану-графику проверок, ежегодно утвержденному руководителем предприятия  
4. Паспорта отходов Актуальность и неизменность технологического процесса 1 раз в год  
5. Порядок производственного контроля Актуальность и неизменность технологического процесса 1 раз в год  
6. Распорядительная документация (приказы о назначении ответственных лиц) Актуальность, наличие соответствующей профессиональной подготовки, подтвержденной удостоверением(свидетельством) 1 раз в год  
7. Инструкции по  обращению с отходами Актуальность и неизменность  технологического процесса 1 раз в год  
8. Журнал инструктажа по безопасному обращению с отходами Систематичность 1 раз в год  
9. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и  размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства Сроки подачи (до 15 января следующего года за отчетным периодом) 1 раз в год До конца декабря отчетного года согласно плану-графику проверок  
1 раз в год
До 15 января следующего года за отчетным согласно плану-графику проверок
Отметка уполномоченного органа  
10. 2-ТП отходы Сроки подачи

(до 03 февраля следующего года за отчетным)

1 раз в год До января следующего года за отчетным  
Отметка уполномоченного органа  
11. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду Сроки подачи, оплаты

(до 20 числа следующего за окончанием квартала месяца)

1 раз в квартал До 20 числа следующего за окончанием квартала месяца согласно плану-графику

проверок

 
Отметка уполномоченного органа  
12. План мероприятий по охране окружающей среды, включая мероприятия по уменьшению количества образования отходов и вовлечению их в оборот Полное исполнение всех пунктов за истекший плановый период (год) 1 раз в год    
Наличие плана на текущий (предстоящий) период (год)  
13. Предписание, акты  проверок инспектирующих организаций и проверок производственного контроля Сроки выполнения предписания По мере наступления сроков, установленных в предписании За 2-3 дня до окончания сроков, указанных в предписании  
 

 

Структура ведения производственного экологического контроля на предприятиях малого и среднего бизнеса (рис. 13-15). Структура содержит подробный алгоритм в области реализации производственного экологического контроля в части охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, водопользования и водоотведения.

 

 

 

Структура проведения экологического производственного контроля на предприятии
(для малого и среднего бизнеса)
В части водопользования
Нормативно-правовая база данных в области охраны окружающей среды
Общая документация для организации производственного экологического контроля на предприятии
В части обращения с отходами
В части охраны атмосферного воздуха
Основные федеральные законы в области охраны окружающей среды
Экологическая служба предприятия организовывается на основании:

¾         приказа руководителя предприятия о создании экологической службы предприятия;

¾         приказа руководителя предприятия о назначении руководителя экологической службы предприятия (эколога предприятия) и утверждении Положения об экологической службе;

¾         должностных инструкций сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия);

¾         документов, подтверждающих необходимую профессиональную подготовку или переподготовку сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия);

¾         Планов мероприятий по охране окружающей среды;

¾         Инструкции по охране окружающей среды на предприятии.

Документы по организации экологической службы предприятия в части атмосферного воздуха
Документы по организации экологической службы предприятия в части водопользования и водоотведения

 

Документы по организации экологической службы предприятия в части обращения с отходами

 

¾     приказ о назначении ответственных за эксплуатацию газоочистных установок (ГОУ);

¾     должностные инструкции персонала, обслуживающего ГОУ,

¾     инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ;

¾     приказ о порядке ведения журналов учета работы газоочистного оборудования;

¾     приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов.

 

¾    приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений;

¾    должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения;

¾    должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;

¾    порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;

¾    производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений;

¾    инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений.

приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;

–       приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку;

–       документы, подтверждающие обучение (переподготовку) лиц, допущенных к работе с опасными отходами;

–       приказ о введении в действие порядка (инструкции) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия;

–       порядок (инструкция) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия.

Рабочая документация производственного экологического контроля
В части обращения с отходами
В части охраны атмосферного воздуха

 

В части водопользования

 

Предоставление отчетности в органы контроля, осуществляющие надзор в области охраны окружающей среды

 

Рис. 13- Структура проведения экологического производственного контроля на предприятии (для малого и среднего бизнеса)

Рабочая документация производственного экологического контроля
 Нормативные документы:

 

В части водопользования

 

В части обращения с отходами
¾         проект «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы (ПДВ)»;

¾         разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

¾         план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и ПДК в контрольных точках (на постах);

¾         проект «Обоснование размеров санитарно-защитной зоны предприятия»;

¾         паспорта газоочистных установок;

¾         график планово-предупредительных ремонтов (ППР) газоочистных установок,

¾         график контроля за соблюдением нормативов выброса и эффективности работы ГОУ.

В части охраны атмосферного воздуха

 

¾     ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»;

¾     ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»;

¾     ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;

¾     журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии.

¾    лицензия на пользование водными объектами,

¾    лицензионное дело на пользование водными объектами,

¾    договор на пользование водными объектами,

¾    договор на пользование городской системой водоснабжения и канализации,

¾    договор на проведение аналитического контроля (при отсутствии собственной лаборатории).

Первичная учетная документация
¾     план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,

¾     план мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ.

¾     журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии.

Планы мероприятий
Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств
¾    журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;

¾    журнал ежедневного расхода горючего;

¾    журнал пройденного километража;

¾    журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;

¾    журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

Лицензионные документы и договоры
Нормативные документы
¾         лимиты водопотребления и водоотведения при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,

¾         балансовая схема водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям;

¾         проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами при сбросе сточных вод в поверхностные объекты;

¾         норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам (разрешение на сброс загрязняющих веществ) при сбросе сточных вод в поверхностные объекты;

¾         паспорт водного хозяйства предприятия, допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ, отводимых в систему городской канализации;

¾         схема-график аналитического контроля за соблюдением нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами и их влиянием на водные объекты и эффективностью работы очистных сооружений при сбросе сточных вод в поверхностные объекты;

¾         паспорта на очистные сооружения;

¾         график планово-предупредительного ремонта (ППР) водных коммуникаций и очистных сооружений.

 

Первичная учетная документация
¾     № ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами»,

¾     № ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами»,

¾     № ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и эффективности работы очистных сооружений».

¾     План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта.

Рис. 14 – Рабочая производственная документация

 

Правоустанавливающие, лицензионные документы и договоры
В части обращения с отходами
¾         документы на право владения или пользования земельным участком;

¾         лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами;

¾         выписка из реестра на деятельность по обращению с опасными отходами;

¾         положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, выданное лицензиату для получения лицензии;

¾         свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;

¾         документы, подтверждающие наличие производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

¾         свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);

¾    договоры на размещение, переработку, обезвреживание отходов со сторонними организациями.

Нормативные документы
¾   заключения контролирующих органов о загрязненности почвы (территории предприятия);

¾   протоколы аналитического контроля химического, биологического, радиоактивного загрязнения почвы;

¾   Программа производственного экологического контроля;

¾   паспорта опасных отходов.

Первичный учет
¾      перечень отходов, образующихся на предприятии, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов;

¾      материалы по определению класса опасности отходов;

¾      справки, накладные, квитанции, письма о количестве и виде отходов, направленных на размещение, переработку, обезвреживание.

 

 

 

Рис. 15 -Рабочая производственная документация в части обращения с отходами

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Боголюбов, С.А. Экологическое право: Учебник для вузов / С.А. Боголюбов. М.: Издательство НОРМА – (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001 г.-433с.
  2. Бринчук, М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.М. Бринчук. М.: Юристъ, 2004г.- 576с.
  3. Букс, И.И., Фомин, С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Программа курса и учебно-методические материалы. / И.И. Букс, С.А. Фомин .М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 96 с.
  4. Ветошкин, А. Г. Теоретические основы защиты окружающей среды : учеб.пособие для вузов / А.Г. Ветошкин. М.: Высш. шк., 2008. – 397 с.
  5. Водный кодекс РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006 г.
  6. Дончева, А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика: Учеб. Пособие / А.В. Дончева. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с.
  7. Дополнения к федеральному классификационному каталогу отходов № 663 от 30.07.03 г.
  8. Дьяконов, К.П., Дончева, Л.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. / К.П. Дьяконов, Л.В. Дончева. М.: Аспект Пресс. 2005. – 384 с.
  9. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. СПб.: НИИ «Атмосфера», 2002.
  10. Положения об. оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Утверждено Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372.
  11. Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды». ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», М.: 2000.
  12. Постановление Правительства РФ № 177 от 31.03.2003 г. «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды».
  13. Постановление Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 г. № 410.
  14. Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. “О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию”.
  15. Постановление правительства РФ № 632 от 28.08.1992 г. «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия».
  16. Приказ Минприроды РФ № 539 от 29.12.1995 г. “Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».
  17. Приказ МПР Р № 511 от 15.06.2001 г. «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды».
  18. РДС 82-202-96. «Правила разработки и применения нормативов труднодоступных потерь и отходов материалов в строительстве» Министерства строительства РФ. М.: 1996.
  19. СанПиН 2.1.6.1032-01. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. (Утвержден Главным санитарным врачом РФ, 17.05.2001 г.).
  20. СанПиН 2.1.7.1287-03. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы.
  21. СанПиН 2.1.7.1322-03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
  22. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (с изменениями).
  23. СанПин 2.2.3.1384-03. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ.
  24. Федеральный закон № 174-ФЗ от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе».
  25. Федеральный закон № 2395-1 от 21.02.1992 г. «О недрах».
  26. Федеральный закон № 52-ФЗ от 24.04.1995 г. «О животном мире».
  27. Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  28. Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».
  29. Федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха».
  30. Федеральный закон РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
  31. Федеральный классификационный каталог отходов. Утверждённый МПР России от 02.12.2002 № 786
  32. Экологическая экспертиза: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Донченко, В.М. Питулько, В.В. Растоскуев и др.; Под ред. В.М. Питулько. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

 

Была ли полезна данная статья?
Да
65.07%
Нет
34.93%
Проголосовало: 146

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram