РУССКИЙ ЯЗЫК – Образец экзаменационного билета

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1) Общаясь, люди передают друг другу ту или иную информацию, но прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам, которые мы почти не замечаем. (2) Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и конфликтом. (3) … важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта — ведь без этого деловые отношения невозможны, особенно в тех сферах, которые тесно связаны с коммуникацией: в педагогике, медицине, юриспруденции, сервисе.
1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Необходимо соблюдать правила речевого поведения, чтобы не нарушать неписаные законы общения.
2) В процессе общения люди обмениваются информацией, но, чтобы общение не переросло в конфликт, следует соблюдать правила речевого поведения, что особенно важно в деловых отношениях для людей таких профессий, которые предполагают активное общение.
3) Педагогам, врачам, юристам, работникам сферы обслуживания важно соблюдать правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта.
4) Правила речевого поведения должны соблюдаться в ситуациях установления и поддержания контакта при обмене логико-содержательной информацией.
5) Общение – это не только обмен информацией, но и соблюдение правил вступления в речевой контакт и его поддержания, иначе возможно возникновение конфликтов; особенно важно следование нормам речевого поведения для деловых отношений, особенно в тех сферах, которые тесно связаны с коммуникацией.
Ответ:
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении. Выпишите это слово.
Известно,
Поэтому
Кажется,
Именно
Поскольку
Ответ: ______________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОНТАКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
КОНТАКТ, -а, м.
1) Деталь, обеспечивающая соприкосновение проводов электрической цепи.
2) Деловая связь, согласованность в действиях.
3) Соприкосновение, соединение.
4) Непосредственное общение, соприкосновение с кем-нибудь
5) Поверхность соприкосновения горных пород.
Ответ: ______________________________________
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
облегчИт баловАться недУг подкрАлась переклЮчит
Ответ: _________________________________________
5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ОПЛАТИТЬ расходы по командировке должны заранее.
Всё, о чём мы услышали, закончилось весьма ДРАМАТИЧНО.
Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти интересную работу.
Мастерство писателя вырастает из тонкого и ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за окружающими его людьми.
Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и березовыми лесочками.
Ответ: _________________________________________
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
Ответ: ___________________________
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ДВЕ ТЫСЯЧИ ЧЕТЫРНАДЦАТОМ году
ЕХАЙ быстрее
У ОБЕИХ гимнасток
Оплатить СЧЕТА
КРАТЧАЙШИЙ путь
Ответ: _________________________________________
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Может быть интересно
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) терновник, произвести, досконально
2) проклинать, наслаждение, гористый
3) сочетание, понимание, растительность
4) плавучий, расстелить, блистательный
5) поклонение, озарять, заклинание
Ответ: ________________________________________
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе…подобный, не…держанный, обе…ценить
2) дез…нфекция, пред…стория, вз…скательный
3) пр…ручить, пр…льнуть, пр…встать
4) об…ект, сверх…естественный, двух…этажный
5) о…бросить, по…стелить, пре…ставитель
Ответ: _________________________________________
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) завистл…вый, обеспеч…вать
2) перц…вый, ноч…вка
3) больш…нство, гел…вый
4) матрос…кий, пират…кий
5) уступч…тый, сначал…
Ответ: _________________________________________
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) стел…щийся, прикле…вший
2) обеспоко…нный, обид…лся
3) недвиж…мый, вытерп…шь
4) прослуш…нный, засуш…нный
А
Б
В
Г
Д
5) засе…нный, (они) бор…тся
Ответ: _________________________________________
13. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Да это же (не) что иное, как чудесное озеро, о котором мы так много слышали.
Чего только (не) вспомнишь из далекой поры юности!
Он стал читать стихи по памяти, (не) подозревая, как он смешон в эту минуту.
Ему (не) достало сил сказать правду.
Мы увидели (не) заметенный снегом заборишко.
Ответ: _________________________________________
14. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова.
Сотрудник, имеющий возможность обучаться, (ЗА) ЧАСТУЮ откладывает поиск более выгодных предложений (НА) ЗАВТРА.
Мы откликаемся на звучание родного слова, как (НА) ВСТРЕЧУ с самым близким человеком, и, находясь (В) ДАЛИ от родных мест, мы способны буквально расплакаться, услышав родную речь.
Сегодня он (НА) КОНЕЦ взял меня с собой (В) ГЛУБЬ острова.
(В) ТЕЧЕНИЕ часа необходимо ТАК (ЖЕ) ответить на ряд вопросов.
В театр, а ТАК (ЖЕ) на концерты он не ходил, ЗА (ТО) увлекался компьютерными играми.
Ответ: _________________________________________
15. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Нет исти(1)о художестве(2)ых произведений, убивающих добро: гений и талант устрое(3)ы так, что направле(4)ы на благо человеку.
Ответ: _________________________________________
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Я не верю что есть на земле места скучные не дающие никакой пищи ни уму ни сердцу.
2) Ярко блестит кое-где утреннее солнце и хочется поскорее седлать лошадь.
3) Мы выяснили сколько можно хранить солнцезащитные средства и как быстро они начинают действовать.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Пароход движется то ускоряя ход то замедляя его.
Ответ:
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дождь прошумел (1) омыв землю щедрыми струями (2) и затих (3) уступая место (4) разгорающемуся рассвету.
Ответ: _________________________________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Прощай (1) немытая Россия (2)
Страна рабов, страна господ,
И вы (3) мундиры голубые (4)
И ты (5) им преданный народ.
Быть может (6) за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Ответ: _________________________________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дубильные вещества (1) содержание (2) которых в чае составляет 12 – 16 % (3) укрепляют стенки кровеносных сосудов (4) и способствуют накоплению в организме аскорбиновой кислоты, необходимой для нормальной жизнедеятельности.
Ответ: _________________________________________
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Почти все кошки умны (1) и сообразительны (2) и (3) если их не обижать (4) они стараются (5) не огорчать хозяина своим поведением.
Ответ: _________________________________________
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Снежинки — это не замерзшие дождевые капли, как думают многие. (2) Завораживающие своей сложностью звездочки формируются в облаках, когда водяные пары превращаются в лед, минуя жидкое состояние. (3) Зародыш снежинки — шестиугольная призма, углы которой постепенно превращаются в «ветки». (4) Форма снежинки зависит от температуры, при которой она образуется. (5) При –2 °C появляются простые плоские шестиугольники, при –5 °C — тонкие иглы и приземистые колонны. (6) Самые красивые ветвистые звезды появляются, когда температура в облаках около –15 °C. (7) Влияет на форму снежинки и влажность воздуха: чем она выше, тем сложнее звездочка.
Ответ: _________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 22 – 26.
(1) Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями, лесами, заречьями, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из-под куста лещины.
(2) Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. (3) Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
(4) В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далекими и непережитыми. (5) Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. (6) А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.
(7) Какие же это слова? (8) Их так много, хоть отбавляй, что неизвестно даже, с каких слов начинать. (9) Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
(10) Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни.
(11) Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.
(12) Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. (13) Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
(14) Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. (15) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (16) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
(По К. Паустовскому)
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В тексте сформулирован закон воздействия писательского слова на читателя.
2) Писатель должен уметь описывать ярко, образно даже то, что никогда не видел.
3) Писатель может воздействовать на читателя только в том случае, если сам прочувствовал, пережил все то, о чем он пишет.
4) Чтобы в совершенстве овладеть языком, необходимо постоянно общаться на нем.
5) Только те слова обладают силой воздействия, которые прочувствованы, осознаны автором, в которых автор видит живые образы.
Ответ: _________________________________________
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 15 – 16 содержат доказательство того, о чем говорится в предложении 14.
2) В предложениях 1 – 2 содержится рассуждение.
3) Предложения 6 – 7 указывают на причину того, о чем говорится в предложении 5.
4) В предложении 11 – 13 содержится повествование.
5) В предложении 10 содержится описание.
Ответ: _________________________________________
24. Из предложений 4 – 10 выпишите фразеологизм (-ы).
Ответ: _________________________________________
25. Среди предложений 4 – 13 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
Ответ: _________________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 – 26.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
26. «В приведенном отрывке очевидно желание автора убедить читателя в необходимости развивать чувство языка. Он использует такой троп, как (А) ____ (предложение 6), чтобы подчеркнуть глубину и неисчерпаемость языка. Для привлечения внимания читателя используются такие синтаксические средства, как (Б) ____ (предложение 7) и (В) ____ (предложения 12, 13). Употребляя ряд (Г) ____ (предложение 10), К. Паустовский подчеркивает тонкие смысловые отличия между близкими словами».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) метафора
3) фразеологизм
4) анафора
5) парцелляция
6) экспрессивный повтор
7) риторический вопрос
8) эпитет
9) антитеза
Ответ:
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, планирую поступать в магистратуру на факультет Психологии « Психология личности»в РГГУ скажите пожалуйста, есть ли у вас, ответы на вступительные экзамены? так как, планирую, сделать акцент на бюджет. Спасибо.
Арсений, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Дистанционная помощь в защите ВКР
Анастасия, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте. Нужна срочно практическая часть вкр, третья глава. Скину похожие работы, на которые можно ориентироваться
Александр, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
вкр по теме: экологический туризм России : анализ состояния, проблемы и перспективы
Людмила, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте вы защищаете ВКР?
Ольга, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать магистерскую ВКР на тему «Совершенствование логистических бизнес-процессов на примере торговой компании». Не менее 100 страниц.
Миша, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте нужна работа Вкр
Лена, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать ВКР 3 раздела Тема строительство строительство жилого дома с применением каркасно-монолитных технологий Антиплагиат от 75% ПЗ и чертежи
Владимир, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.