Эксперт
Сергей
Сергей
Задать вопрос
Мы готовы помочь Вам.

Кейс 6
Больная К., 40 лет, находится на лечении в дневном стационаре.
Жалобы на отсутствие желания что-либо делать, «эмоциональный спад, апатию», угнетают мысли о том, что «надо что-то делать, а не хочется», на тревогу, «сама себя накручиваю», беспокоит страх за собственное здоровье, мысли о том, что возможно наличие какого-то серьезного заболевания кишечника.
Больная охотно контактирует. На вопросы отвечает в плане беседы, многословно, с излишней детализацией. Фиксирована на своем состоянии. Эмоционально лабильна, когда рассказывает о своих проблемах, на глазах появляются слезы от «жалости к себе». При этом наблюдается некоторая эмоциональная холодность, неадекватность эмоциональных реакций относительно других людей: спокойно монотонно рассказывает о том, что на ее глазах умерла сестра от рака крови, что все новогодние праздники пришлось заниматься похоронами коллеги по работе, недавно узнала, что муж болен циррозом печени. Отмечает, что во время всех этих событий «не могла заплакать, как-то отреагировать». Ипохондрична, несколько демонстративна. Фон настроения неустойчивый, снижен. Отношение к исследованию формально-обязательное. Интересуется результатами и целью исследования. Инструкцию понимает с 1-го предъявления, способна к ее удержанию. Допущенные ошибки замечает, старается исправить. Обращает на себя внимание отсутствие эмоциональных реакций на ситуацию удачи-неудачи. Темп деятельности средний. Критика формальная.
Время отыскивания чисел по таблицам Шульте составило: 33 сек, 31 сек, 39 сек, 37 сек, 30 сек. Серийный отсчет выполняет в среднем темпе, без ошибок. Проба Лебединского выполняется в среднем темпе, без ошибок. Кривая запоминания 10 слов: 6, 9, 9, отсроченное воспроизведение через 35 минут – 8 слов. В методике «Пиктограммы» воспроизвела 94% понятий по своим рисункам. При выполнении методики «Сравнение понятий» находит общее между глобусом и бабочкой в том, что «у глобуса два полушария, а у бабочки два крыла», между обезьяной и стулом в том, что «у них 4 ножки и 4 лапы», между крокодилом и апельсином в том, что «оба в жарких странах», между трамваем и огурцом в том, что «в них набиваются люди и семечки». В методике «Исключение лишнего» (предметный вариант) исключает солнце, т.к. «оно само по себе, а остальное нужно включать». В методике «Классификация» откладывает лебедя в отдельную группу как «водоплавающее», не помещая его при этом в уже имеющуюся группу «птицы». В методике «Пиктограммы» обращает на себя внимание использование исследуемой большого количества геометрических символов для опосредования понятий. В методиках «Исключение лишнего», «Классификация», «Составление последовательности картинок» обследуемая одновременно предлагает в качестве решения задачи несколько вариантов ответов, не отдавая ничему предпочтения. Например, выполняя методику «Исключение лишнего», утверждает, что «существует два варианта: 1- й – исключаем письмо, т.к. остальное издает звук, 2-й – исключаем балалайку, т.к. остальное информация»; «смотря как посмотреть – если исключать человека, то остальное – спортивный инвентарь, а если не брать в расчет человека, то лишний мяч, а остальное – зимние виды спорта». При выполнении методики «Классификация» обследуемая, минуя второй этап, переходит к выполнению третьего, на всех этапах предлагает несколько вариантов решений. Например, одновременно предлагает два варианта: 1-й – все можно разделить на группу «живое» (животные, люди и растения) и «неживое», 2-й – на группу «животные и растения» и «человек и все, что сопровождает его жизнь».
Вопросы:
1. Оцените наличие и степень выраженности нарушений внимания и памяти в данном случае.
2. Охарактеризуйте имеющиеся нарушения мышления.
3. Для какой патологии характерны полученные результаты?
4. Проведите дифференциальную диагностику приведенного случая.
5. Какие сведения необходимы для выделения ведущего патопсихологиического симптомокомплекса?

Была ли полезна данная статья?
Да
62.5%
Нет
37.5%
Проголосовало: 64

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram