Эксперт
Сергей
Сергей
Задать вопрос
Мы готовы помочь Вам.

Задание 2. Разработать сценарий проектной /исследовательской деятельности учащихся с опорой на положения STEAM подхода

Таблица 1 – Сценарий проекта «Искусство отпечатков пальцев», разработанного с опорой на положения STEAM подхода

Название проекта «Искусство отпечатков пальцев»
Тема Ранняя профессиональная ориентация:
Предмет Внеурочная деятельность
Виды внеурочной деятельности –                   игровая деятельность;

–                   познавательная деятельность;

–                   творческая деятельность;

–                   социальное взаимодействие.

Краткое содержание

        

Обучающиеся средствами технологии геймификации знакомятся  с такими профессиями как:

–                   «Криминалист»;

–                   «Фоторедактор»;

–                   «Дизайнер интерьера».

В ходе реализации проекта они   изучают отпечатки пальцев, используют отпечатки пальцев для создания фотографий, проектируют дизайн-проект для проведения фотовыставки.

Целевая  возрастная группа 11-13 лет
Тип проекта краткосрочный
Продолжительность активности 3 сессии по 45 минут
Цель проекта Создание фотографии  «Отпечаток пальца», как произведения современного искусства, в котором обучающиеся смогут воплотить свой творческий потенциал.
Задачи –                   Развитие 4-К компетенций.

–                   Организация профессиональных проб обучающихся   для  самоопределения в выборе будущей профессии.

–                   Раскрытие личностных качеств и реализация  творческих способностей обучающихся.

STEAM компоненты Наука:

–                   получение представления о методике проведения дактилоскопии;

Технологии:

–                   использование программ редактирования фотографий.

Инжиниринг:

–                   разработка дизайн-проектов;

Искусство:

–                   развитие творческого потенциала при создании фотографий с использованием функционала программ редактирования фотографий;

–                   создание эскиза дизайн-проекта.

Математика:

–                   составление сметы для реализации дизайн-проекта.

Итоговый продукт Фотография  «Отпечаток пальца», как произведение современного искусства [10].
Ресурсы/необходимые материалы –                   Штемпельная подушечка с чернилами чёрного цвета;

–                   индексные карточки размером 3 х 5 см;

–                   лупа/увеличительное стекло;

–                   сканер;

–                   ПК/ноутбук с установленной программой редактирования фотографий (Lightroom, Photoshop);

–                   фотобумага;

–                   цветной принтер;

–                   одинаковые рамки для фотографий форматаА4.

Ход проекта:
Подготовительный этап

 

 

 

 

 

 

Перед началом выполнения данного проекта создайте «Базу данных отпечатков пальцев»:  выберите несколько взрослых, при помощи штемпельной подушечки «снимите» их отпечатки. Подготовьте «место преступления»: разбросайте карандаши, листы бумаги по кабинету, расставьте в хаотичном порядке чашки с собственными чёткими и явными отпечатками пальцев (свои отпечатки пальцев также следует внести  в базу данных), менее заметные отпечатки оставьте на различных поверхностях в классе, на двери в класс, на дверках шкафов в классе. Придумайте место хранения конфет таким образом, чтобы обучающиеся могли найти их по отпечаткам.
Этап № 1:

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозговой штурм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в команде

 

 

 

 

Данный этап проекта начинается с загадки: «Что человек всегда оставляет после себя?» (Ответ: отпечатки пальцев). Обучающиеся обсуждают  варианты ответов, учитель сохраняет правильный ответ в тайне. Чтобы подтвердить или опровергнуть догадки обучающихся,  им предлагается ознакомиться с видео на английском языке  «See Your Own Fingerprints!» на научном  канале SciShowKids и услышать ответ на данную загадку (https://www.youtube.com/channel/UCRFIPG2u1DxKLNuE3y2SjHA) [9].

После просмотра видео,  обучающиеся участвуют в обсуждении таких вопросов как:

–                   Существуют ли люди с одинаковыми отпечатками пальцев?

–                   Можно ли подделать отпечатки пальцев?

–                   Существуют ли люди без отпечатков пальцев?

–                   На всех ли поверхностях предметов остаются отпечатки пальцев?

После обсуждения обучающиеся переходят в кабинет с подготовленным «местом преступления».

Ученики  выдвигают несколько собственных версий событий, предшествующих хаосу в классе, затем им предлагается  следующая интерпретация событий («криминальная история»):

«Школа была взломана в одночасье! Преступник украл все конфеты из моего тайника, но, к счастью, не успел вынести их из здания школы! Он также оставил мне чашки по всей комнате, чтобы я их вымыла! Мы должны найти преступника, иначе весь класс будет вынужден иметь дело со сварливым учителем, у которого больше нет конфет, чтобы раздавать их до конца года!»

Обучающимся даётся несколько минут на осмотр «места преступления».

После осмотра «места преступления» обучающиеся участвуют в обсуждении следующих вопросов:

–                   Какие улики помогли бы вам раскрыть преступление?

–                   Какие объекты вы бы  хотели  проверить на наличие отпечатков пальцев? Почему?

В ходе обсуждения педагог создаёт условия для деления обучающихся на «оперативные группы» (строго не более 4 человек в группе или пары) для поиска (и поедания) конфет и объявляет конкурс на лучшую «Оперативную группу», которая быстрее всех определит «злоумышленника» и место хранения конфет.

Этап № 2:

«Проба пера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Визуализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозговой штурм»

Обучающиеся получают необходимые для проведения расследования материалы:

–                   инструкцию, как правильно снять отпечаток пальца (Приложение 3);

–                   штемпельную подушечку с чернилами чёрного цвета;

–                   лупу/увеличительное стекло;

–                   каждый участник группы также получает индексную карточку размером 3 х 5 см;

–                   «улику» с места преступления – чашку с чёткими отпечатками пальцев;

–                   «Базу данных отпечатков пальцев».

С целью исключения из числа «подозреваемых» самих обучающихся класса, они снимают собственные отпечатки пальцев согласно инструкции по снятию отпечатков пальцев и сравнивают их с отпечатками пальцев на чашках.

Убедившись, что среди   учеников  класса нет «злоумышленника», обучающиеся сравнивают отпечатки пальцев на чашке с отпечатками пальцев из «Базы данных».

Выявив отпечатки пальцев «злодея» обучающиеся переходят на место преступления, где, по косвенным уликам, определяет, где спрятаны конфеты.

Данный этап завершается участием обучающихся в обсуждении следующих вопросов:

–                   Какие литературные произведения или фильмы про детективов  вы знаете? Назовите героев этих произведений.

–                   Подумайте, какими качествами должен обладать криминалист, чтобы успешно справляться со своей работой?

–                   В каких сферах жизни, помимо криминалистики, используются отпечатки пальцев. Могут ли отпечатки пальцев применены в искусстве? Каким образом?

Этап № 3.

Создание фотографии «Отпечаток пальца»

Обучающиеся сканируют свой индексный  листок с  отпечатком  пальца, сохраняют отсканированный документ в формате изображения. Открывают изображение в программе редактирования изображений и, используя возможности фоторедактора (насыщенность, фокусировка, яркость) и собственную фантазию создают оригинальное произведение искусства – фотографию собственного отпечатка пальца.  (Приложение 4).

Фотографии распечатывается на цветном принтере и помещаются в рамки.

Заключительный этап

 

 

 

 

 

 

 

Обратная связь

На заключительном этапе  обучающиеся приступают к планированию проведения фотовыставки в классе:

–                   придумывают и продумывают  концепцию размещения фотографий на стене, световую гамму, аксессуары и т.д.;

–                   рисуют  эскиз от руки;

–                   составляют смету для реализации их дизайн-проекта с детальным расписыванием того, что и сколько стоит.

По завершении работы обучающиеся выступают с презентацией разработанных дизайн-проектов, делятся впечатлением, что им понравилось в своих и других работах, а что и как можно доработать и улучшить.

Анализ результатов реализации проекта   По завершении проекта обучающиеся в форме «круглого стола» обсуждают, как совместно трудились над проектом и решали возникающие  затруднения в ходе работы. По инициативе учителя каждый фиксирует в интерактивном тесте, представителем какой профессии он бы хотел стать в будущем.
Рефлексия Реализация данного проекта направлена на:

–                   развитие 4К компетенций обучающихся (креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация), которые помогают успешно действовать в любой сфере, и непосредственно связаны с   системным мышлением –  одним из самых востребованных навыков будущего;

–                   развитие так называемых «переносимых» навыков – навыков  и способностей, которые актуальны и полезны в разных сферах жизни;

–                   развитие таких навыков как: визуализация, мозговой штурм и обратная связь.

Проект выстроен таким образом,  чтобы обучающиеся  в активной форме проанализировали и освоили большой объем информации.

Важно отметить, что роль учителя переходит в стадию консультирования и направления на эвристическое начало каждого ученика.

 

Была ли полезна данная статья?
Да
65.79%
Нет
34.21%
Проголосовало: 76

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram