Практические задания – «Русский язык»
Практическое задание 1.
1.Выпишите любое детское стихотворение 6-8 строк. Укажите в тексте слова, в кот. все фонемы употреблены в сигнификативно сильных ФП. Объясните (СМ. образец фонологический (фонематический) анализ слова (пункт 4)+ лекция 7.)
Фонологический (фонематический) анализ слова.
Фонетический и фонематический (фонемный) состав слов могут не совпадать, что опред-ся наличием сигнификативно слабых ФП в слове или словоформе. При определении фонемного состав исходят из фонетического состава (фонетической транскрипции).
Может быть интересно
Образец фонологического (фонемного) анализа слова
О русской березке сложено много песен.
1.(о) берез-к-е* – сущ. в форме П. п., ед.ч. (*показано деление на морфемы!)
2. Фонетический (звуковой) состав слова:
(о) бе1мрезке2м – [б’иэр’оск’ь] :
1) в области гласных: качественная редукция гласных (э//иэ, э//ь);
2) в области согласных: 1)регрессивная ассимиляция звонкого согласного по глухости (з//с); 2) регрессивная аккомодация согласного (к// к’)
3.В слове 7 звуков, соответствующих 7 фонемам: 3 гласных, 4 согласных.
4.Фонемный состав слова:
<б’> – согласная фонема реализуется в звуке [б’]:
1) сигнификативно сильная ФП: п/д гласной* (*ж.р – фонемой)
2) перцептивно слабая ФП: п/д гласной переднего ряда
<э> – гласная фонема реализуется в звуке [иэ]:
1) сигнификативно слабая ФП: безударная ФП (1-я слабая ФП)
2) перцептивно слабая ФП: сигнификативно слабая ФП
<р’> – согласная фонема реализуется в звуке [р’]:
1) сигнификативно сильная ФП: сонорная
2) перцептивно слабая ФП: п/д <о>
<о> – гласная фонема реализуется в звуке [о]:
1) сигнификативно сильная ФП: ударная ФП
2) перцептивно слабая ФП: после мягкого согласного
<з> – согласная фонема реализуется в звуке [c]::
1) сигнификативно слабая ФП: п/д шумной согласной, коме <в> ,<в’>
2) перцептивно слабая ФП: сигнификативно слабая ФП
<к> согласная фонема реализуется в звуке [к’]::
1) сигнификативно сильная ФП: п/д гласной
2) перцептивно сильная ФП: п/д гласной непереднего ряда
<а> гласная фонема реализуется в звуке [ъ]::
1) сигнификативно слабая ФП: безударная ФП (2-я слабая ФП)
2) перцептивно слабая ФП: сигнификативно слабая ФП.
5.В слове 4 сильные фонемы и 3 слабые фонемы, которые могут быть приведены к сигнификативно сильной ФП**:
1)берез-к-е (в корне слова) – этимологически *бел-ый (дерево с белой корой)
2) берез-к-е (в корне слова) – береза
3) берез-к-е (в окончании) – (о) реке.
6.На месте слабых фонем – орфограммы;
1) правописание безударной гласной в корне слова, этимологически проверяемой ударением ( в школе – словарное слово: правописание безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением
2) правописание проверяемой «сомнительной» (парной звонкой согласной в корне (в середине) слова
3) правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.***
(**Фонемы м. б. не приведены к сигнификативно сильной позиции, н-р, собака и др. )
(***Название орфограмм см по уч. пособию В. Ф. Греков и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах ср. школы или др. изданиям по орфографии, в т. ч. школьным учебникам)
Практическое задание 2.
1). Произведите графический разбор 2 слов с разным составом букв и разными фонетическими процессами (в том же тексте) (ПО ОБРАЗЦУ)
2).Выпишите из текста слова, в которых все буквы употр. в основных, алфавитных значениях.
3). Выпишите из текста слова, в которых есть отступления от слогового (позиционного) принципа русской графики. Выделите эти отступления.
(См лекция 8)
Графический разбор слова.
Счастье
1.счастье – [щ’ac’т’j’ь]
1) в области гласных: качественная редукция гласного (э//ь);
2) в области согласных: а)полная регрессивная ассимиляция согласного по месту образования (с/щ’); б) регрессивная ассимиляция твердого согласного по мягкости (т/т’); (с/с’).
2. сча – стье [щ’a – c’т’j’ь]
СГ – СССГ
п., о. п., о.
3.Состав букв и их звуковые значения:
буква С – «ЭС» – согласная, двузначная (с-с’)
во второстепенном значении [щ’];
буква Ч – «ЧЕ» – согласная, однозначная (ч’)
буква А – «А» – гласная, однозначная (а), в основном значении [a];
буква С– «ЭС» – согласная, двузначная (с-с’), в основном значении [c’];
буква Т – «ТЭ» – согласная, двузначная (т-т’), в основном значении [т’];
буква Ь – «мягкий знак» – трехзначная (3 функции: фонетич., морфологич,, разделит.), в основном значении: разделительная функция;
буква Е – «Е» – двузначная (j’э – э), во второстепенном значении [ь].
4. В слове 7 букв и 6 звуков; полного соответствия между буквами и звуками нет, т. к. две буквы СЧ обозначают один звук, буква Ь звука не обозначает.
5. В первом слоге имеется отступление от слогового (позиционного) принципа русской графики в части обозначерия твердости\мягкости согласных на письме (ЧА); второй слог оформлен в соответствии с позиционным принципом русской графики
Практическое задание 3.
1)Из школьного учебника для уч-ся 4 класса (на выбор) выпишите упражнение с различными орфограммами. Произведите орфографический разбор 1-3 слов с разными орфограммами (по образцу)(кол-во слов зависит от кол-ва орфограмм: не менее 3-4 разных орфограмм, изучаемых в нач школе, в общем)
2)Укажите, какие орфограммы присутствуют в тексте. Называйте орфограммы правильно!
(СМ лекция 9)
Орфографический разбор слова (текста)
Цели: назвать все орфограммы в слове (в тексте), определить характер и принципы написания орфограмм.
Порядок разбора.
I. Часть речи.
II. Фонетическая транскрипция; указание фонетических процессов (законов) в области гласных и согласных звуков.
III. Определение характера каждого написания (буквы):
1. с точки зрения соответствия/несоответствия произношению: фонетическое/нефонетическое;
2. с точки зрения проверяемости/непроверяемости его произношением: опорное, проверяемое произношением, непроверяемое беспроверочное, непроверяемое противопроверочное.
IV. Нахождение орфограмм в слове, характеристика каждой из них:
1) позиция орфограммы: между словами, на стыке морфем, в морфеме (соотнесение с морфемой);
2) тип орфограммы: орфограмма-буква, орфограмма-пробел, орфограмма-дефис и др.;
3) группа и вид орфограммы;
4) условия выбора орфограммы, ее опознавательные признаки: фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, семантические;
5) краткая формулировка орфографического правила;
6) графическое обозначение орфограммы;
7) принцип орфографии.
Образец1
Распахав
I. Деепричастие (неспрягаемая форма глагола).
II. [ръспαхáф] : 1) в области гласных: качественная редукция гласного (а/ъ; а/α); 2) в области согласных: закон конца слова (в/ф).
III.Написание букв:
«р» – (сигниф. сильная ФП: сонорный) – фонетическое, опорное;
«а» – (сигниф. слабая ФП: безударная ФП) – фонетическое, непроверяемое противопроверочное;
«с» – (сигниф. слабая ФП: перед шумным согласным, кроме в,в’) – фонетическое, противопроверочное;
«п» – (сигниф. сильная ФП: перед гласным) – фонетическое, опорное;
«а» – (сигниф. слабая ФП: безударная ФП) – фонетическое, проверяемое произношением (пáшет);
«х» -(сигниф. сильная ФП: перед гласным) – фонетическое, опорное;
«а» – (сигниф. сильная ФП: ударная ФП) – фонетическое, опорное;
«в» – (сигниф. слабая ФП: конец слова) – нефонетическое, непроверяемое беспроверочное.
1 2 3 4
IV. РАС-ПАХ-А-В (на морфемы)
1-я орфограмма:
1) в приставке;
2) орфограмма-буква;
3) правописание гласных А-О в приставках на РАЗ- (РАС-) /РОЗ- (РОС-);
4) опознавательные признаки – фонетические; условия выбора – место в ударном и безударном слоге;
5) в приставках на -З, -С под ударением пишется О, в безударном положении – А;
6) РАСПАХÁВ;
7) принцип орфографии – фонетический (отступление от фонемно-морфематического принципа).
2-я орфограмма:
1) в приставке;
2) орфограмма-буква;
3) правописание согласных в приставках на –З / -С;
4) опознавательные признаки – фонетические; условия выбора – начальная звонкая или глухая согласная корня;
5) на конце приставок пишется буква З, если корень начинается со звонкой согласной; -С пишется в том случае, если корень начинается с глухой согласной;
6) РАСПАХÁВ;
7) принцип орфографии – фонетический (отступление от фонемно-морфематического принципа).
3-я орфограмма:
1) в корне слова;
2) орфограмма-буква;
3) правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением;
4) опознавательные признаки – морфематические, условия выбора – место по отношению к ударению;
5) правописание безударных гласных в корнях слов можно проверить, поставив гласную под ударение;
6) РАСПАХÁВ ( пáхарь );
7) принцип орфографии – фонемно-морфематический.
4-я орфограмма:
1) в суффиксе;
2) орфограмма-буква;
3) правописание суффиксов деепричастий;
4) опознавательные признаки – морфематические, морфологические (деепр. сов вида);
5) суффикс деепричастия -В пишется одинаково, независимо от произношения;
^
6) РАСПАХÁВ
7) принцип орфографии – традиционный, данное написание не противоречит фонемно-морфематическому принципу (по этимологии образования деепричастий пишется суффикс в).
Образец 2
Дорожкой
II. Имя существительное (в форме твор. падежа, ед. числа).
II. [дαрошкъй’] : 1) в области гласных: качественная редукция гласного (о/α, о/ъ); 2) в области согласных: регрессивная ассимиляция звонкого согласного по глухости (ж/ш).
III.Написание букв:
«д» – (сигниф. сильная ФП: перед гласным) – фонетическое, опорное;
«о» – (сигниф. слабая ФП: безударная ФП) – фонетическое, непроверяемое беспроверочное;
«р» – (сигниф. сильная ФП: сонорный) – фонетическое, опорное;
«о» – (сигниф. сильная ФП: ударная ФП) – фонетическое, опорное;
«ж» – (сигниф. слабая ФП: перед шумным согласным, кроме в,в’) – нефонетическое, проверяемое произношением (дороженька);
«к» -(сигниф. сильная ФП: перед гласным) – фонетическое, опорное;
«а» – (сигниф. слабая ФП: безударная ФП) – фонетическое, , проверяемое произношением (рекой).
1 2 3
IV. ДОРОЖ-К-ОЙ (на морфемы)
1-я орфограмма:
1)в корне слова;
2)орфограмма-буква;
3)правописание безударных гласных в корне, не проверяемых ударением;
4)опознавательные признаки – морфематические, условия выбора – место в слове;
5) правописание безударных гласных в корнях словарных слов нужно запомнить;
6) дорож-ка (словарное слово);
7) принцип орфографии – традиционный (не противоречит фонемно-морфематическому принципу).
2-я орфограмма:
1)в корне слова;
2)орфограмма-буква;
3)правописание парных зврнких/глухих согласных в корне (в середине слова) (проверяемых) ;
4)опознавательные признаки – морфематические, условия выбора – заучить, запомнить;
5) сомнительную согласную надо поставить в сильную ФП: перед гласным, перед сонорным согласным, перед В;
6) дорож-ка (дорож-енька);
7) принцип орфографии – фонемно-морфематический.
3-я орфограмма:
1)в окончании;
2)орфограмма-буква;
3)правописание безударных падежных окончаний сущ-ных1 склонения;
4)опознавательные признаки – морфематические, условия выбора – морфологические (твор. п.. ед. ч);
5)в твор. падеже ед. числа сущ-х 1 склонения пишется окончание –ОЙ;
6) дорожк – ой (сущ., 1 скл., Т.п., ед.ч – (рекой)
7) принцип орфографии – фонемно-морфематический.
** Вместо обозначений морфем можно использовать их отделение от других частей слова с помощью дефиса: рас-пахав, рас-пах-ав, распаха-в.
***Этот анализ относится только к орфограмме-букве.
Практическое задание 4.
1.Воспроизведите прозаический или поэтический текст в жанре «пейзажная зарисовка» объемом 40-60 слов. Проинтонируйте текст, обозначив границы фраз (||), речевых тактов (|), повышение и понижение тона (/, \) (см. графические знаки в предш. темах). В составе фонетических слов выделите и обозначьте безударные слова – проклитики и энклитики.
2.Протранскрибируйте из текста 2-4 полноценные фразы (в завис. от кол-ва слов) в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами. Отметьте все фонетические законы гласных и согласных, обусловившие нормы орфоэпии. Отметьте графические и орфографические особенности текста. РАБОТАЕМ ПО АЛГОРИТМУ: см. Образец выполнения задания после теор. материала.
** Кто испытывает трудности в транскрибировании, следуйте пошаговой инструкции и также «ступенчато» оформите свой вариант задания. (ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ И НАПИСАНИЮ ТЕСТА).
Вспомним еще раз основные принципы, правила и знаки фонетической транскрипции (СМ лекция 9)
Образец выполнения копплексного фонетического анализа текста.
Вдоль дороги, широкой и гладкой,
Протянувшейся вдаль без конца,
Молодые, весенней посадки
Шелестят на ветру деревца.
Шаг 1. Интонируем текст. Обозначаем знаками повышение и понижение тона; соответственно обозначаем границы речевых тактов и фраз.
[Вдоль дороги / | широкой и гладкой / |
Протянувшейся вдаль без конца / |
Молодые / | весенней посадки / |
Шелестят на ветру деревца\ ||]
(В этом тексте 1 фраза, что определяется границей предложения, понижением тона и одновременно продолжительной паузой, и 6 речевых тактов (синтагм), выделенных соответственно повышению или понижению тона во фразе и непродолжительными паузами)
Шаг 2. Расставляем ударение в словах текста, сильное и слабое (*специальным знаком или выделением). Обозначаем безударные слова: проклитики (перед ударным словом) и энклитики (после ударного слова).
[Вдоль дороги / | широкой и-гладкой / |
Протянувшейся вдаль без-конца / |
Молодые / | весенней посадки / |
Шелестят на-ветру деревца\ ||]
(В этом тексте 13 фонетических слов: одно слово со слабым ударением, остальные – с сильным. В состав фонетических слов входят 3 проклитики; энклитик нет.)
Шаг 3. Определяем, сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я, И*(*только после Ь): 2 звука или 1 звук.
[Вдоль дороги / | широкой и-гладкой / |
Протянувшейся вдаль без-конца / |
Молодые / | весенней посадки / |
Шелестят на-ветру деревца\ ||]
Шаг 4. Определяем характер слабых ФП для гласных неверхнего подъёма А, О. Э, подвергающихся качественной редукции. (См. Таблица 2). *Не забываем, что слоги считаются не от начала слова, а от ударения!
[Вдоль до1троги / | широко2тй и-гладко2т й / |
Про2ття1мнувше2шйся1м вдаль бе2мз-ко1мнца / |
Мо2тло1тдые2м / | ве1мсенне2мй по1т адки / |
Ше2шле1мстят на2т-ве1мтру де2мре1мвца\ ||]
Шаг 5. Транскрибируем текст с учетом изменения гласных в слабых ФП. См. соответствующую строку в таблице 2. Гласные в сильных ФП и гласные верхнего подъема оставляем без изменения. *Изменения согласных пока не учитываем!
[вдол` дαрог`и / | шырокъй` и-гладкъй`/ |
прът`иэнувшъи`с`ь вдал` б`ьз-кαнца / |
мълαдый`ь / | в`иэс`эн’:ьи` пαсадк`и / |
шъл`иэст`ат нъ -в`иэтру д`ьр`иэвца \ ||]
Шаг 6. Определяем фонетические процессы в области согласных:
дороги – регрессивная аккомодация согласного (г//г’)
гладкой – регрессивная ассимиляция звонкого согласного по глухости (д//т)
протянувшейся – регрессивная ассимиляция звонкого согласного по глухости (в//ф)
без конца – регрессивная ассимиляция звонкого согласного по глухости (з//с)
весенней – регрессивная аккомодация согласного (с//с’ н//н’)
посадки – регрессивная ассимиляция звонкого согласного по глухости (д//т); регрессивная аккомодация согласного (к//к’)
шелестят – регрессивная ассимиляция твердого согласного по мягкости (с//с’)*
деревца – регрессивная ассимиляция звонкого согласного по глухости (в//ф)*
(*в данном слове не происходит регрессивная аккомодация согласного, т. к. такой закон 1)происходит только на стыке морфем 2)там, где согласный твердый заменяется на мягкий, а не всегда явл-ся мягким; здесь: 1) внутри корня 2) согласные мягкие)
Шаг 7. Транскрибируем текст с учетом изменения согласных в слабых ФП.
[вдол` дαрог`и / | шырокъй` и-глаткъй`/ |
прът`иэнуфшъи`с`ь вдал` б`ьс-кαнца / |
мълαдый`ь / | в`иэс`эн’:ьи` пαсатк`и / |
шъл`иэс`т`ат нъ -в`иэтру д`ьр`иэфца \ ||]
Шаг 8. Делаем вывод о совпадении букв и звуков в словах текста:
1)Не во всех словах текста кол-во звуков и букв, обозначающих эти звуки на письме, совпадает.
вдоль – 5 букв, 4 звука, т.к. буква Ь звука не обозначает, но выполняет фонетическую функцию: обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука
молодые – 7 букв, 8 звуков, т.к. буква Е после гласного обозначает 2 звука.
2) В словах широкой, протянувшейся, шелестят есть отступление от слогового (позиционного) принципа русской графики (ши, ше)
Шаг 9. Делаем вывод об орфографических особенностях текста:
1) правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением: протянувшейся –тянется, (без) конца – закончить; молодые – молод, молоденький; весенней – вёсны, шелестят –шелест, (на) ветру – ветер, деревца –дерево, деревья;
2) правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением (словарные слова): дороги, шелестят;
3) правописание сомнительных (парных звонких / глухих) согласных в корне слова: гладкой – гладенький, посадки- садить, деревца –дерево;
4)правописание приставок, не изменяющихся на письме: протянушейся, посадки;
5)правописание Н и НН в суффиксах прилагательных: весенней – весн-а + н;
6)правописание суффиксов причастий: протянувшихся – действ. прич. прош. врем.
7) правописание падежных окончаний существительных: вдоль дороги – сущ., ж.р., 1 скл., в Р. п, ед. ч.
8) правописание падежных окончаний прилагательных : дороги (какой?) широкой и гладкой – прил.в ж.р., ед. ч., Р. п.; посадки (какой?) весенней – прил.в ж.р., ед. ч., Р. п.
9)правописание падежных окончаний причастий: дороги (какой?) протянувшейся – прич. в ж.р., ед. ч., Р. п.
10) правописание сочетаний ЖИ-ШИ: широкой
11) слитное написание приставок и раздельное написание предлогов: протянушейся, посадки; без конца, на ветру.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, планирую поступать в магистратуру на факультет Психологии « Психология личности»в РГГУ скажите пожалуйста, есть ли у вас, ответы на вступительные экзамены? так как, планирую, сделать акцент на бюджет. Спасибо.
Арсений, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Дистанционная помощь в защите ВКР
Анастасия, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте. Нужна срочно практическая часть вкр, третья глава. Скину похожие работы, на которые можно ориентироваться
Александр, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
вкр по теме: экологический туризм России : анализ состояния, проблемы и перспективы
Людмила, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте вы защищаете ВКР?
Ольга, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать магистерскую ВКР на тему «Совершенствование логистических бизнес-процессов на примере торговой компании». Не менее 100 страниц.
Миша, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте нужна работа Вкр
Лена, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать ВКР 3 раздела Тема строительство строительство жилого дома с применением каркасно-монолитных технологий Антиплагиат от 75% ПЗ и чертежи
Владимир, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.