Эксперт
Сергей
Сергей
Задать вопрос
Мы готовы помочь Вам.

Методика исследования: интервью на тему «Мотивы поступления в ВУЗ»

Цель исследования: Освоить умение составлять вопросы и проводить интервью.

Задание

Подготовить план проведения стандартизированного интервью 3-х выпускников высших учебных заведений на тему «Мотивы поступления в ВУЗ»:

1) Определить цель, предмет и объект исследования.

2) Составить список из 15-18 вопросов, в т.ч. вопросы №№1-12 из учебного пособия «Практикум по психологическим исследованиям» (Горбатов, 2003).

3) Включить косвенные вопросы для проверки и уточнения полученных ранее результатов.

4) Оценка ответов по принципу «соответствие выбору профессии» («А») или «несоответствие выбору профессии» («Б»).

5) Подсчитать количественное соотношение «А» и «Б» каждого респондента.

6) Провести сравнение уровня мотивации 3-х респондентов и сделать вывод по итогам.

 

Цель интервью – выявить мотивы выбора определенной профессии и ВУЗа испытуемыми.

Объект: мотивация выбора профессии.

Предмет: уровень мотивации.

Процедура исследования: Опрос испытуемых, фиксация и обработка их ответов.

Материал и оборудование исследования: План интервью со списком вопросов.

Список вопросов:                                                    

1. Почему Вами был сделан выбор в пользу именно этого ВУЗа?

2. На какой факультет Вы поступили, и чем Вы можете объяснить свой выбор?

3. В какой области Вы специализируетесь?

4. Повлияло ли каким-то образом Ваше окружение (близкие, учителя, друзья и т.д.) на Ваш выбор?

5. В каком возрасте у Вас впервые появился интерес к выбранной профессии?

6. Посещали ли Вы подготовительные курсы в выбранном ВУЗе?

7. Какие впечатления сложились у Вас об учебном заведении после того, как Вы посетили День открытых дверей?

8. Ознакомились ли Вы с учебным планом?

9. Как Вы оцениваете свою подготовку, легко или сложно было учиться в ВУЗе?

10. Как Вы проводите свой досуг? Есть ли у Вас увлечения, которые могли бы способствовать Вашему профессиональному росту?

11. Где Вы работали по окончании ВУЗа?

12. Что Вам сейчас кажется самым сложным в профессии?

13. Вспомните себя студентом: какое настроение чаще всего у Вас было во время занятий?

14. Видите ли Вы себя через 10 лет в этой же профессии?

15. Какие Вы можете выделить положительные и отрицательные стороны Вашей профессии?

16. Какова ценность Вашей профессии в современном обществе, как Вы считаете?

17. Если бы у Вас в данный момент был ребенок-абитуриент, хотели бы Вы, чтобы он поступил в ВУЗ, в котором учились Вы?

18. Как Вы считаете, будет ли иметь Ваша профессия высокую социальную значимость в мире через 50 лет?

 

Испытуемые: 3 выпускника Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

1. П. ,муж

2. Ю. , жен,

3. А. , муж.

Ситуация исследования: видео-звонок с использованием программы Skype.

Результаты исследования:

ИНТЕРВЬЮ

1. Почему Вами был сделан выбор в пользу именно этого ВУЗа?

П. Я. В тот момент были разные предложения от университетов, и мой проходной балл позволял мне пройти на бесплатной основе именно на мою специальность в этом ВУЗе. Я хотел техническое образование в области программирования и электроники. Моя специальность совмещает в себе два этих понятия.           А

Ю. М. К моменту поступления я не определилась с тем, что бы я хотела делать по жизни и выбрала специальность, которая будет нормально меня кормить. Б

А. Г. Я хотел быть ученым, открывать всякие новые штуки, и поэтому я сделал выбор. Но на самом деле я выбирал между двумя университетами, и мой выбор за меня сделала монетка. А

2. На какой факультет Вы поступили, и чем Вы можете объяснить свой выбор?

П. Я. Факультет радиоэлектроники, специальность «Микро и нано электронные технологии и системы». Мой выбор был связан с тем, что это перспективное направление, и я считал, что за этим направлением будущее. Также я подошел к этому вопросу детально и изучил, какие специальные предметы будут мне предложены для изучения. Мне показалось это интересным.          А

Ю. М.Я выбрала строительный факультет, так как надо было сдавать предметы, которые я хорошо знаю (математику, английский и русский языки). Я выбрала экономику в строительстве, потому что она всегда актуальна – стройка всегда строится. Б

А. Г. На факультет радиоэлектроники, потому что меньше всего баллов нужно было туда.               Б

3. В какой области Вы специализируетесь?

П. Я. Область микро и нано электронных технологий и систем.           А

Ю. М. Именно экономика в строительстве.              А

А. Г. Сейчас в IT-технологиях. А по специальности – микро и нано технологии.          А

4. Повлияло ли каким-то образом Ваше окружение (близкие, учителя, друзья и т.д.) на Ваш выбор?

П. Я. Да, повлияло. У меня был очень хороший друг, который изначально в 10 классе понял, что будет поступать в БГУИР на факультет «Программирования КСиС». В 11 классе я тоже начал думать о том, чтобы поступить туда, но у меня не хватило баллов для поступления именно на этот факультет на бюджетной основе. Тогда я выбрал учиться бесплатно на менее престижном факультете, который и окончил.          А

Ю. М. Да, повлияло, когда я поступала, я общалась с человеком, у которого была строительная фирма и приносила огромные деньги. А

А. Г. Повлияло, да.               А

5. В каком возрасте у Вас впервые появился интерес к выбранной профессии?

П. Я. Сложный вопрос. Скорее всего, только после окончания университета, в 24 года, когда я начал заниматься практическими занятиями.                    Б

Ю. М. Наверное, только когда я пошла работать. 22 года.          Б

А. Г. В классе 8-ом.              А

6. Посещали ли Вы подготовительные курсы в выбранном ВУЗе?

П. Я. Нет, не посещал.                    Б

Ю. М. Нет, но посещала репетитора частного.              А

А. Г. Нет.              Б

7. Какие впечатления сложились у Вас об учебном заведении после того, как Вы посетили День открытых дверей?

П. Я. Я не посещал День открытых дверей.          Б

Ю. М. Я плохо помню, но осталось впечатление неорганизованности, я не понимала, что мне нужно делать, возможно, из-за возраста. Б

А. Г. Что-то новое, впечатление о том, что меня ждет.              А

8. Ознакомились ли Вы с учебным планом?

П. Я. Только после поступления в ВУЗ.                            Б

Ю. М. Да.           А

А. Г. Нет.              Б

9. Как Вы оцениваете свою подготовку, легко или сложно было учиться в ВУЗе?

П. Я. Достаточная подготовка. Учиться было не просто.           А

Ю. М. Мне было учиться довольно легко. Были отдельные сложные предметы, но было нормально.              А

А. Г. Легко.                            А

10. Как Вы проводите свой досуг? Есть ли у Вас увлечения, которые могли бы способствовать Вашему профессиональному росту?

П. Я. Я занимаюсь спортом, в свободное время читаю комикс. Положительно влияет спорт, так как я себя хорошо чувствую. Б

Ю. М. Нет, связанных с профессиональным ростом увлечений нет. Б

А. Г. Да, есть. Связанные с моей нынешней работой, занимаюсь криптовалютами.               А

11. Где Вы работали по окончании ВУЗа?

П. Я. Я работал по распределению два года в подразделении завода «Интеграл».              А

Ю. М. В строительной фирме по специальности.              А

А. Г. Системным администратором в государственном учреждении. А

12. Что Вам сейчас кажется самым сложным в профессии? П. Я. Самое сложное в профессии – это составить правильный кругозор для того, чтобы быть грамотным специалистом.           Б

Ю. М. Самое сложное для меня – это самоорганизованность и внимательность, потому что я рассеянный человек и мне это очень тяжело дается.              Б

А. Г. Найти достойное место. А из той, что я сейчас работаю – самое сложное менять то, что уже сделано.              Б

13. В данный момент работаете ли Вы по специальности?

П. Я. Нет.               Б

Ю. М. Да.               А

А. Г. Нет, не работаю.               Б

14. Видите ли Вы себя через 10 лет в этой же профессии?

П. Я. Нет. Б

Ю. М. Нет.               Б

А. Г. Нет.               Б

15. Какие Вы можете выделить положительные и отрицательные стороны Вашей профессии?

П. Я. Положительные: современное направление, широкий кругозор в микроэлементной области, я могу сделать любое устройство, востребованность профессии у крупных компаний. Отрицательные: обучение в ВУЗах по неактуальным и несовременным материалам. А

Ю. М. Положительные стороны – это то, что у меня есть интересные задачи, инженерные и математические и мне интересно их решать в процессе работы. Отрицательные стороны: мне не хватает социального разнообразия, хотелось бы ездить куда-то и общаться, а не сидеть все время за компьютером.              Б

А. Г. Отрицательные: не было достаточно инфраструктура, чтобы применить таланты молодых профессионалов с горящими глазами и поэтому мало людей пошло работать по специальности, было некуда. Положительные – университет научил меня мыслить как инженер. Б

16. Какова ценность Вашей профессии в современном обществе, как Вы считаете?

П. Я. Очень ценная.              А

Ю. М. На мой взгляд, профессия считается не престижной, но довольно таки нормальной, приличной.                            Б

А. Г. В нашей стране (Беларусь) она особо не ценится. А если касаемо мира в целом, то довольно перспективная отрасль.                            А

17. Если бы у Вас в данный момент был ребенок-абитуриент, хотели бы Вы, чтобы он поступил в ВУЗ, в котором Вы обучались?

П. Я. Да.              А

Ю. М. Ну в принципе, да. Почему нет.              А

А. Г. Да, хотел бы.              А

18. Как Вы считаете, будет ли иметь Ваша профессия высокую социальную значимость в мире через 50 лет?

П. Я. Будет.          А

Ю. М. Ну я думаю, что строить будут всегда в том или ином виде, думаю, что – да.                            А

А. Г. Будет.                            А

 

Итог оценки ответов:

П. Я.: 10 – «А», 8 – «Б».

Ю. М.: 9 – «А», 9 – «Б».

А. Г.: 11 – «А», 7 – «Б».

 

Выводы: Сравнительный анализ данных интервью показал, что самый высокий уровень мотивации отмечен у А.Г., а самый низкий уровень мотивации у Ю.М.

 

Была ли полезна данная статья?
Да
65.95%
Нет
34.05%
Проголосовало: 185

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram