Эксперт
Сергей
Сергей
Задать вопрос
Мы готовы помочь Вам.

Лабораторная работа 4. Метод Экспертное оценивание

Методика исследования: «Экспертная оценка качеств личности руководителя и характеристик способов управления» Ю. П. Платонова.

Цель исследования: выявить уровень развития качеств руководителя.

Материал и оборудование исследования: Бланк, разработанный по специальной программе; алгоритм вычислений.

Процедура исследования:

1. Каждая характеристика способов управления (их 9) определяется семью признаками (будут указаны в таблице бланков экспертов).

2. Оценка каждого из признаков дается по пятибалльной шкале: низший балл – «1», высший – «5».

3. Группа экспертов состоит из специалистов одного ранга.

5. Исследование проводится без взаимодействия экспертов между собой.

6. Количество бланков соответствует числу экспертов.

Испытуемые:

В качестве экспертов выступили сотрудники одного отдела, состоящего из восьми специалистов по контролю качества. Все эксперты оценивали деятельность непосредственного руководителя Отдела по контролю качества сервисов и проектов IT компании (жен, 30 лет). Среди экспертов женщин – 6 человек (от 26 до 32 лет), мужчин – 2 человека (25 и 33 года).

Процедура исследования:

1. Сбор данных независимыми экспертами (заполнение бланков).

2. Обработка результатов исследователем.

– перенос данных из бланков каждого эксперта в обобщающую таблицу бланков экспертов (раздел «Обработка результатов);

– подсчет среднего балла, выставленного по каждой из 9 характеристик каждым экспертом;

– итоги (раздел «Результаты исследования») переносятся в обобщающую таблицу.

3. Уровень качеств личности руководителя рассчитываются на основании общего среднего балла, полученного в результате обобщения данных экспертов и шкалы оценки.

Интерпретация.

Балл

Уровень

Менее 21

Практическая непригодность к выполнению функций руководителя

21 – 27

Низкий уровень руководителя

28 – 35

Средний уровень руководителя

36 и более

Высокий уровень руководителя

 

Максимальная и минимальная экспертные оценки, которые отличаются от среднего балла по признаку на 2,5 и более, в соответствии с методикой, выделены в таблице 1 серым фоном и исключаются из общего рассмотрения.

Обработка результатов: были собраны 8 бланков с оценками экспертов, обобщенные данные которых представлены в табл.1.

Таблица 1.

Обобщающая таблица бланков экспертов

Содержание признака

Оценка экспертов (№ 1-8), в баллах от 1 до 5 (где 1 – мин., 5 – макс.)

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Определенность – раскрывает структуру интересов к личным аспектам деятельности:

1.1 Проявляет интерес к деятельности руководителя

5

5

5

5

5

5

5

5

1.2 Самостоятельно включается в организаторскую работу

5

5

3

4

5

5

5

4

1.3 Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива (группы)

5

5

3

5

4

5

5

5

1.4 Проявляет интерес к организационной стороне деятельности руководителя

5

5

3

5

5

5

5

5

1.5 Проявляет интерес к регулированию взаимоотношений в коллективе (группе)

5

4

1

2

4

5

4

4

1.6 Проявляет интерес к стимулированию деятельности членов коллектива (группы)

5

5

1

3

5

4

5

4

1.7 Проявляет интерес к контролю за деятельностью членов коллектива (группы)

5

5

5

5

5

5

5

5

Средний балл по характеристике:

5,0

4,9

3,8

4,1

4,7

4,9

4,9

4,6

2. Осознанность – осознание целей организаторской деятельности

2.1 Считает, что главное – это результат и качество труда

5

4

4

4

5

5

5

4

2.2. Считает, что руководитель несет ответственность за результаты деятельности коллектива (группы)

5

5

4

3

5

5

4

4

2.3. Считает необходимым поддержание дисциплины

5

4

4

5

5

5

4

4

2.4. Считает, что в работе в равной степени важны как организационные, так и воспитательные аспекты

4

5

4

4

5

5

4

4

2.5. Считает, что руководитель обязан способствовать инициативе и самостоятельной работе членов коллектива (группы)

5

5

2

3

5

5

5

4

2.6. Считает, что отношения не должны носить формальный характер

5

4

3

5

5

4

4

4

2.7. Считает, что труд руководителя важен для коллектива (группы)

5

5

3

4

5

5

4

4

Средний балл по характеристике:

4,9

4,6

3,4

4,0

5,0

4,9

4,3

4,0

3. Целеустремленность – приоритет мотивов организаторской̆ деятельности

3.1 Стремится принести максимальную пользу общему делу

5

5

5

3

5

5

5

4

3.2. Стремится получить социальное признание

5

4

5

5

5

5

3

4

3.3. Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские возможности

5

5

3

4

5

5

4

4

3.4. Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива (группы)

5

5

1

3

5

5

4

4

3.5. Стремится инициативно и ответственно выполнять свои обязанности

5

5

3

5

5

5

5

5

3.6. Стремится получить удовлетворение от своей организаторской работы

5

4

5

5

5

5

4

4

3.7. Стремится к позитивным взаимоотношениям с коллективом (группой)

5

5

3

4

5

5

5

5

Средний балл по характеристике:

5,0

4,7

4,0

4,1

5,0

5,0

4,3

4,3

4. Избирательность – способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива.

4.1. Способен давать людям точные характеристики

4

5

1

2

5

5

4

4

4.2. Способен быстро оценивать особенности и состояния других людей

4

5

1

2

4

5

4

4

4.3. Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком

4

5

3

2

5

5

4

4

4.4. Способен анализировать особенности поведения других людей

5

5

3

2

5

5

3

4

4.5. Способен к сопереживанию и сочувствию

4

5

5

5

5

5

5

4

4.6. Способен проявлять интерес и внимание к своим товарищам

4

5

3

4

5

5

4

4

4.7. Способен ориентироваться во взаимоотношениях

5

5

3

3

5

5

3

4

Средний балл по характеристике:

4,3

5,0

3,4

2,9

4,9

5,0

3,9

4,0

5. Тактичность – способность соблюдать чувство меры, и находить наилучшую форм у взаимоотношений

5.1. Способен находить правильный тон во взаимоотношениях

5

5

3

3

4

5

4

4

5.2. Способен находить индивидуальный подход к людям

4

5

1

3

4

4

4

4

5.3. Способен проявлять участливость, приходить на помощь

4

5

4

5

5

5

5

5

5.4. Способен находить общий язык с разными людьми и в разных обстоятельствах

5

5

3

3

4

5

4

4

5.5. Способен проявлять взвешенность в оценках

5

5

3

3

5

5

4

4

5.6. Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости

4

5

1

3

5

5

5

4

5.7. Способен общаться с людьми без грубости и чванства

5

5

5

4

5

5

5

5

Средний балл по характеристике:

4,6

5,0

3,6

3,4

4,6

4,9

4,4

4,3

6. Действенность – умение увлечь за собой людей, мобилизовать их

6.1. Способен воздействовать убедительностью доводов

5

5

3

3

5

5

5

4

6.2 Способен к волевому воздействию

5

5

4

4

5

4

4

4

6.3. Способен к эмоциональному воздействию

4

5

4

4

5

3

4

4

6.4. Способен воздействовать личным примером (действием)

5

5

2

3

5

5

5

4

6.5. Способен вызывать уверенность в успехе дела

5

5

2

4

5

5

4

4

6.6. Способен словом побуждать коллектив (группу) к действию (делу)

5

5

2

4

5

5

4

4

6.7. Способен правильно выбрать момент для воздействии

5

5

2

2

5

5

4

4

Средний балл по характеристике:

4,9

5,0

2,7

3,4

5,0

4,6

4,3

4,0

7. Требовательность – готовность проявлять данное качество в различных формах в зависимости от особенностей ситуаций

7.1. Способен смело предъявлять требования

5

5

3

5

5

5

5

5

7.2. Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований

5

5

3

4

5

5

5

5

7.3. Способен проявлять гибкость в требованиях

4

5

3

2

5

5

5

4

7.4. Способен проявлять настойчивость в требованиях

4

5

3

5

5

5

5

5

7.5. Способен проявлять постоянство в требованиях

5

5

2

3

5

5

5

4

7.6. Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа)

3

4

2

4

5

5

5

4

7.7. Способен находить должную меру требования

4

4

3

2

5

5

4

4

Средний балл по характеристике:

4,3

4,7

2,7

3,6

5,0

5,0

4,9

4,4

8. Критичность – способность обнаружить и выразить значимые отклонения от установленных норм

8.1. Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей

4

5

4

3

5

5

4

5

8.2. Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчивости

3

5

3

2

4

4

4

4

8.3. Способен к доброжелательной критике

4

5

3

3

5

5

5

4

8.4. Способен логично и аргументирование делать критические замечания

4

5

2

3

5

5

5

4

8.5. Способен проявлять глубину и существенность в критических замечаниях

3

5

2

3

5

5

5

4

8.6. Способен точно дифференцировать поведение и действия людей

4

5

2

3

5

4

4

4

8.7. Способен к самокритичности в оценках своего поведения

3

5

2

1

4

4

5

4

Средний балл по характеристике:

4,3

3,8

2,6

2,8

4,6

4,6

4,4

4,1

9. Ответственность – способность брать на себя ответственность за результаты собственной работы и деятельности коллектива

9.1. Способен объективно оценивать свои успехи и неудачи

3

5

3

3

4

5

5

4

9.2. Способен работать с полной отдачей сил

5

5

5

5

5

5

5

4

9.3. Способен довести до конца начатое дело

4

5

5

5

5

5

5

4

9.4. Способен интересы дела ставить выше личных интересов

5

5

2

5

5

5

4

4

9.5. Способен видеть в ошибках коллектива, прежде всего свои личные ошибки как руководителя

4

5

1

1

4

4

4

4

9.6. Способен признавать ошибочность своих решений

3

5

3

2

4

4

4

4

9.7. Способен ответственно выполнять любую работу

5

5

5

5

5

5

5

5

Средний балл по характеристике:

4,6

4,2

3,6

4,1

4,6

4,6

4,4

4,2

Таблица 2.

Обобщающая таблица данных экспертизы

№ эксперта

Средние баллы по характеристикам

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

5,0

4,9

5,0

4,3

4,6

4,9

4,3

4,3

4,6

41,7

2

4,9

4,6

4,7

5,0

5,0

5,0

4,7

3,8

4,2

41,9

3

3,8

3,4

4,0

3,4

3,6

2,7

2,7

2,6

3,6

29,8

4

4,1

4,0

4,1

2,9

3,4

3,4

3,6

2,8

4,1

32,5

5

4,7

5,0

5,0

4,9

4,6

5,0

5,0

4,6

4,6

43,4

6

4,9

4,9

5,0

5,0

4,9

4,6

5,0

4,6

4,6

43,4

7

4,9

4,3

4,3

3,9

4,4

4,3

4,9

4,4

4,4

39,6

8

4,6

4,0

4,3

4,0

4,3

4,0

4,4

4,1

4,1

37,9

Сумма группы

36,8

35,0

36,4

33,3

34,7

33,9

34,6

31,2

34,3

310,1

Средний балл группы

4,6

4,4

4,6

4,2

4,3

4,2

4,3

3,9

4,3

38,8

По данным табл.2. установлено следующее:

среднее значение экспертной оценки группы специалистов составил 38,8 баллов, что по шкале методики соответствует высокому уровню руководителя;

почти все характеристики руководителя оцениваются высоко (более 4 баллов); наиболее сильными сторонами руководителя являются определенность и целеустремленность (4,6);

наиболее слабой стороной руководителя является его критичность (3,9).

Среди полученных оценок ярко выделяются оценки эксперта № 3, ставившего самые низкие оценки своему руководителю. В связи с тем, что некоторые его оценки сильно отличались от других оценок, они были исключены из рассмотрения.

Экспертное оценивание проводилось в течение рабочего дня, при этом эксперты были заняты текущими рабочими задачами и демонстрировали желание побыстрее закончить работу по оцениванию.

Вывод: в результате проведенного исследования методом экспертного оценивания установлено, что деятельность руководителя соответствует высокому уровню (Полученное значение 38,8 баллов соответствует интервалу оценочной шкалы «36 и более» – высокий уровень руководителя).

Была ли полезна данная статья?
Да
65.95%
Нет
34.05%
Проголосовало: 185

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram