МИП. Эссе. Какой метод арт-терапии вам ближе

Введение
Может быть интересно
Выбирая тему эссе остановилась сразу на данной теме, так как поняла, что где-то в глубинах моего бессознательного этот вопрос меня волнует, только звучит чуть иначе. На протяжении всей моей жизни, а мне сейчас 44 года, я постоянно занималась творческими направлениями, перепробовала всё и понимаю, что всё мне весьма близко.
Но рассматривая настоящий период своей жизни, вопрос дилеммы возник между арт-терапевтическим направлением рисуночной техники, рисуночной терапии и танцевально-двигательной терапией. Так как эти два направления идут в ногу со мной практически с самого моего детства и именно этим я занимаюсь на данном этапе моего жизненного пути.
Я являюсь руководителем школы танцев в своей индивидуальной практике уже 13 год, а вообще я уже 34 года на сцене, больше рассматриваю оказываемую школой помощь, как танцевально-двигательную терапию, а не просто школу по обучению танцами, так как с каждым годом всё больше возникает запросов проработать психологическую сторону моих клиентов, а не просто обучить их танцевать, хотя они и останавливаются изначально в своём выборе на конкретных направлениях. А с другой стороны я веду группу, состоящую в большинстве своём именно из моих клиентов, желающих изначально обучиться танцам, в арт-терапевтическом направлении – рисуночной терапии. Некоторые из них продолжают совмещать двигательную терапию с рисуночной. Огромную эффективность и достаточно быстрые результаты я вижу в обоих направлениях на примере своих клиентов.
Обратившись к поставленному вопросу: «Какой метод арт-терапии вам ближе?» можно рассуждать в своём индивидуальном отношении, что именно ближе для меня самой, но также, исходя из названия самой дисциплины: «Методы групповой психотерапии» всё же речь пойдёт о работе в группе.
Поэтому, говоря об актуальности данного вопроса и опираясь на мой личный опыт, как своей собственной жизни, так и опыт жизни моих клиентов, могу отметить, что в настоящее время все больше право на существование получают немедицинские модели психокоррекции, т.е. во многих случаях предпочтение отдаётся не медикаментозному лечению, а различным направлениям и методам арт-терапии, которых на сегодняшний день существует множество. Терапия искусством набирает свою популярность, так как всё больше с каждым годом возникает запросов для людей с проблемой вербального выражения мыслей и чувств в общении, как среди людей с нарушениями (с отклонением от нормы), так и для людей, находящихся в норме, но испытывающих страдания различного характера или находящихся в поиске смысла.
Целью данного эссе является анализ предпочтения конкретного арт-терапевтического направления и рассмотрение его влияния на психологическое здоровье человека, анализ возможного теоретического материала по рассматриваемому направлению арт-терапии и возможности использования метода психокоррекции личности в рамках наблюдений из личного опыта.
Задаваясь вопросом: «Что же такое арт-терапия?» и отвечая на поставленный вопрос: «Какой метод арт-терапии вам ближе?», мне свойственно думать, что это настолько всё индивидуально в каждом конкретном случае, но объединяет всё же каждый случай и является основополагающим для каждого – изначально желание погружения в процесс, возможность научиться делать что-то новое, развивая свои творческие способности, возможность открыть новые ресурсы, освоить какие-то техники и стать в жизни более творческим и гибким, а для кто-то арт-терапия воспринимается как способ самопознания и самовыражения, как новый метод в психологии личности, а для кого-то зов души, необъяснимое стремление действовать, творить, передавая своё настроение и т.д. И скорее всего именно потому, что о проблеме порой проще не говорить, а всё же проще нарисовать, отобразить движением, протанцевать, выразить в цвете, образе всё то, что хотелось бы рассказать себе, миру, другому, Вселенной. Не всегда хватает слов, чтобы выразить свои чувства или описать ситуацию, а иногда просто нет желания о чём-то говорить и именно тогда мне и моим клиентам помогает возможность передать это через рисунок, движение, танец. В этом вероятно и есть исцеляющий эффект арт-терапии, это помогает отделить проблему от себя и посмотреть на нее со стороны, почувствовать себя комфортно, это еще и, удовольствие и радость от самого процесса творчества, возможность побыть творцом и вернуть себе легкость детства. Считается также, что арт-терапия развивает правое полушарие, интуицию и эмоциональный интеллект, поэтому, для многих – это способ увеличить свою успешность и продуктивность, что подтверждается моим личным опытом и опытом моих наблюдений за жизнью моих же клиентов (анализантов), так как с многими наше общение и сотрудничество продолжается на протяжении 1 – 2 лет, а с кем-то более 10 лет, всё зависит от истории каждого и его мотивации на результат, способности самостоятельно принимать решения и желания делиться своими результатами.
Так как вопрос изначально заставил меня задуматься, а что же действительно ближе мне из арт-терапевтических методов, решила немного проанализировать свою историю жизни. Оглядываясь назад, я вспоминаю, что в детстве я любила капаться и лепить что-то в песочнице, как и большинство детей моего времени, впоследствии, отдыхая на море старалась использовать эту возможность – мне нравилось закапываться в песок, ощущать его на ощупь – не объяснимое чувство успокоения, своего рода медитации.
Потом я обнаружила потребность в рисовании всего, что со мною происходило в жизни, мне это так нравилось, что я могла в день нарисовать по несколько рисунков, а иногда рисовала один неделями, погружаясь в какие-то чувства. По истечении определённого времени мои рисунки подруги отнесли знакомой женщине-экстрасенсу, жившей с ними по соседству, знакомой их семьи и на моё удивление, она рассказа им многое о моей жизни, не видя меня, а лишь исследуя мои творения. Впоследствии в лет 19 мне предложили в школе вести кружок у детей начальных классов, они обожали копировать мои рисунки, срисовывая их, и уходя на каникулы многие попросили мои альбомы на лето, благодаря чему у меня ни осталось ни одной моей работы, которыми в своё время я очень дорожила, но которые весьма легко я смогла отдать. Но после этого, я перестала рисовать совсем, вот уже более 25 лет меня интересует вопрос, а вернётся ли ко мне желание рисовать, хотя оно у меня есть всегда, но всё же что-то сдерживает меня изнутри. Возможно это связанно с трагическими событиями, которые пришлось пережить мое семье, в связи с трагической смертью моего брата, ведь он очень любил мои рисунки, особенно любил рассматривать нарисованные мною модели одежды, те идеи, которые неиссякаемым потоком «изливались» у меня на лист бумаги, он очень гордился и постоянно показывал их своим друзьям, говоря при этом, что я вырасту замечательным модельером или художником, но получилось так как получилось.
С 10 лет я стала заниматься танцами, я не была лидером в коллективе и не стремилась занимать ведущие сольные позиции, а скорее просто развивалась и мне нравилось больше наблюдать за взаимоотношениями ребят в нашем коллективе, чем занимать позицию лидера, мы много разъезжали с гастролями и этот опыт впоследствии мне многого помог достичь, помог стать тем, кем я являюсь сейчас, хотя плюс к этому ещё и занятия спортом, дыхательными практиками помогли мне на пути формирования меня как личности конечно же, особенно занятия цигун, киксбокс и карате.
Наверное, гены тоже сделали своё дело, так как у меня много работ, которые я вышила гобеленом, хотя пробовала и другие техники вышивания, которые дополняют творения моих предков, из поколения в поколение по папиной линии – ткали покрывала и паласы, набивали рисунки на различные изделия, а по маминой линии – вышивали крестиком картины и расшивали различные изделия, предметы домашнего обихода. Вероятно, ещё любовь к танцам досталась мне от мамы также, так как будучи беременной мною, она танцевала до последнего в своё время.
Анализируя часто свой жизненный путь, я прихожу к мнению, что всё это именно вмести взятое помогло мне легче справиться со всеми испытаниями, различными ситуациями, которые мне выпало преодолеть и возможно именно поэтому я сейчас заражаю других этим опытом и стараюсь показать способ справиться с чем-то, именно с позиции терапии искусством, конечно же не навязывая свой личный опыт, а имея возможность, подобрать необходимый метод для конкретного человека и для конкретного случая, работая в группе.
И хотя я не могу отнести себя к приверженцу одного конкретного направления, а занимаю эклектичную позицию, ведь современному обществу сейчас доступно огромное множество техник, методик различной направленности, но касаясь именно арт-терапевтических техник из огромного перечня видов арт-терапии (самые распространённые из них: изотерапия, музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, хотя во многих источниках рассматривается как отдельное направление, библиотерапия, драмотерапия, игротерапия, маскотерапия, коллаж, песочная терапия, цветотерапия, сказкотерапия, фототерапия, глинотерапия) мне ближе всё же изотерапия, танцевально-двигательная и музыкотерапия, я думаю.
Потрясающие результаты наблюдаются в психокоррекционной развивающей работе с применением мандал, для детей, подростков и взрослых, помогает в целях коррекции эмоционального состояния и нормализации поведения – раскрашивание готовых мандал-раскрасок, помогает в целях диагностики актуального настроения – раскрашивание белого круга, помогает в целях изучения групповых взаимоотношений – создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции – особенно при подготовке к ответственным соревнованиям, чемпионатам, также помогает с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы – раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и прочее – что также помогает для создания сценического образа, помогает, как и многие другие арт-терапевтические методы, при проблемах самооценки, при ощущении внутреннего дисбаланса, активации ресурсных состояний личности, при страхе потерять контроль над собой, при пессимизме и депрессии, при психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии, при психокоррекции эмоциональной гиперчувствительности, или наоборот, алекситимии – сложность в отреагировании чувств, эмоций, также эффективна при ощущении жизненного тупика, как психокоррекция страхов и тревог, как преодоление кризиса в развитии – возрастные, личностные изменения, помогает при сопровождении адаптации, в различных семейных ситуациях, при психосоматических проблемах, для сплочения группы на основе духовного сближения, коллективного творчества, для повышения концентрации и внутреннего равновесия, например у гиперактивных детей, при коррекции расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, при воспитании терпеливости и аккуратности, для формирования самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала. Ещё Карл Густав Юнг, создатель аналитической психологии, проводил исследования с использованием мандал, он говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Юнг утверждал, что душа состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного, что является центром сферы сознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. Содержаниями коллективного бессознательного являются архетипы (А.И. Копытин, 2005).
Также весьма эффективной является, например, в моей практике терапия Карла Роджерса, представителя гуманистической парадигмы, его клиент-центрированный подход, недерективная терапия, которую стала продолжать впоследствии его дочь Натали Роджерс, основной посыл данной терапии заключается в безоценочном принятии клиента, принятии того, что он делает и как, даёт возможность клиенту самому научиться принимать решение.
Очень близко мне высказывание Мэри Уайтхаус, которая в своё время проходила юнгианский анализ у Хильды Кирш в Лос-Анджелесе, затем обучалась в Институте Юнга в Цюрихе. Она была первой среди тех, кто соотнес тщательный анализ танца и движения с принципами глубинной психотерапии. В своей статье «Размышления о метаморфозе» она описывала изменение, которое произошло в ней самой: «Очень важным для меня стал тот день, когда я поняла, что не обучаю Танцу, что обучаю Людей… Это показало вероятность того, что мой главный интерес – скорее процесс, а не результат; что, может быть, моя основная цель – не искусство, как это было вначале, а другой вид человеческого развития» (Ходоров Джоан, 2009).
Танцевально-двигательная терапия – терапия, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями. Одним из главных достоинств которой является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту (Карварский Б.Д., 1998). Хореотерапия (лечение танцем) и коррекционная ритмика – вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия – всё это активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, которая позволяет в полной мере прочувствовать свои телесные желания – выразить их окружающему миру. Представители этого направления психотерапии видят человека как тело, перемещающееся в пространстве, времени и социальном контексте. Выражение тела, его речь требуют учета невербальной коммуникации, экспрессии, проявляющейся в движениях и танце. Научно доказано, что многие методы танцевально-двигательной терапии дают эффективный результат и успешно используются в работе с различными патологическими нарушениями личности, особенно, при групповом взаимодействии. Поэтому данный вид арт-терапии – прекрасный инструмент эмоциональной саморегуляции и управления настроением, что является залогом успешной профессиональной деятельности и самораелизации, это способ развить эмпатию, творчество, что дает способность понимать и себя и других людей, это всегда стимулирует перемены в личной жизни и отношениях.
В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств как фундаментальной сфере психического развития человека, базису его душевной жизни значительно возрастает, что сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества и науках о человеке. Однако базисные категории эмоциональной сферы еще не получили глубокого раскрытия. Лишь в последнее время они становятся предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.К. Вилюнас В.П. Зинченко, Е.П. Ильин А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.). Методологической основой исследования явились: культурно-историческая теория Л.С. Выготского; представления о центральной роли эмоций в развитии ребенка (П.К. Анохин, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, У. Джеймс, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.К. Эльконин и др.); концепции о психолого – педагогических аспектах искусства (А. Адлер, П. Гольдштейн, Э. Крамер, Л.Д. Лебедева, Т.А. Флоренская, З. Фрейд, К.Г. Юнг, и др.); системно – деятельностный подход (А.Г.Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев); деятельностного опосредования развития психики ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л. М. Божович, А.В. Запорожец); методологические позиции А.И. Захарова, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой, Б.Ф. Ломова, А.М. Прихожан, В.А. Сонина и др. в области коррекционной психологии и психотерапии.
Теоретической основой исследования явились: исследования по проблеме психологического здоровья (К.А. Альбуханова — Славская, Л.И. Анциферова, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков); психический анализ эмоциональных явлений и нарушений эмоционального развития в детском возрасте (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, К.Е. Изард, А.Д. Кошелева, В.В. Лебединский). Значительную роль в обосновании проблемы исследования сыграли работы ведущих специалистов в области коррекционной психологии и психотерапии и их теоретико-методологические позиции (Л.И. Божович, А.И. Захаров, А.И. Копытин, А.М. Прихожан и др.).
Теоретической базой стали труды В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, А.И. Копытина, З. Фрейда, Г.Г. Хоментаускаса, Э.Г. Эйдемиллера и др.
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятий творчества, креативности, нестандартного мышления, творческой активности (В. Н. Бехтерев, Н. А. Ветлугина, В. Н. Дружинин и др.).
Арт-терапия – терапия искусством – возникшая на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний с помощью рисования, тогда помогала человеку через художественное искусство выражать свои чувства и переживания и тем самым освобождаться от них, помогала больным легче и быстрее выздоравливать. Но искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации, в народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии. В последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты. Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации.
Исходя из всех вышеперечисленных размышлений, разнообразия и эффективности арт-терапевтических направлений, во мне ощущается всё ещё нерешённая дилемма в отношении того, какой же метод арт-терапии всё же мне ближе, так как в своей работе я использую танцевально-двигательную терапию, изотерапию, музыкотерапию, сказкотерапию, потому что в детских группах малышей, к примеру сказкотерапия – это самый эффективный путь донести материал и получить результат, а в группах подростков хорошо работает сказкотерапия в виде притч, как впрочем и со взрослыми. Если ещё в начале моих размышлений стоял выбор только между двумя методами, описанными мною выше, то сейчас я понимаю, что большинство из них в моей жизни присутствует в большем соотношении, чем мне казалось раньше.
Лично для меня в моей жизни невозможно отделить метод танцевально-двигательной терапии от музыкотерапии, так как всегда тщательно отбирается мною музыка для занятий, так же как и метод изотерапии, так как это способ погружения в глубины бессознательного для тех, кто не ощущает своё тело или потерял с ним контакт, кому сложно ориентироваться в пространстве, и метод сказкотерапии, который помогает настроить людей на нужную эмоцию, заставить задуматься над выбором, объединить команду. Для меня все они дополняют друг друга в достижении поставленных задач.
Вспоминаются слова Кэролайн Мисс, которая говорила, что мы не должны разгадывать все тайны нашей жизни, а только исследовать их. Мы должны разгадывать свой дух шаг за шагом, постепенно становясь более сознательными, целостными. Потому что наша жизнь является лишь духовным путешествием, а все остальное – выдумка и фантазия.
Меня вдохновила на написание мною моей работы, литература, спасибо огромное авторам:
1. Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». СПб.: Речь, 2005
2. Копытин А. И. Арт-терапия психических расстройств. СПб.: Речь, 2011.
3. Карварский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998, с. 624.
4. Мария Вальдес Одриосола. Интуиция, творчество и арттерапия: Инcтитут общегуманитарных исследований; Москва; 2012
5. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.;
6. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28
7. Раздрокина Л. Л. Р17 Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги / Л. Л. Раздрокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 157, [1] с : ил. – (Психологический практикум).
8. Ходоров Джоан. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / Пер. с англ.— М., «Когито-Центр», 2009. — 221 с.
9. Элькин В. М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. — СПб.: ИД «Петрополис», 2005 г. – 292 с.
10. Юнг К. Аналитическая психология. // Психология личности. Хрестоматия. Т. 1. Самара, 1999
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, планирую поступать в магистратуру на факультет Психологии « Психология личности»в РГГУ скажите пожалуйста, есть ли у вас, ответы на вступительные экзамены? так как, планирую, сделать акцент на бюджет. Спасибо.
Арсений, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Дистанционная помощь в защите ВКР
Анастасия, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте. Нужна срочно практическая часть вкр, третья глава. Скину похожие работы, на которые можно ориентироваться
Александр, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
вкр по теме: экологический туризм России : анализ состояния, проблемы и перспективы
Людмила, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте вы защищаете ВКР?
Ольга, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать магистерскую ВКР на тему «Совершенствование логистических бизнес-процессов на примере торговой компании». Не менее 100 страниц.
Миша, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте нужна работа Вкр
Лена, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать ВКР 3 раздела Тема строительство строительство жилого дома с применением каркасно-монолитных технологий Антиплагиат от 75% ПЗ и чертежи
Владимир, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту info@otlichnici.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.