Литература

ID Тема Тип Содержание Объем (лист) Год Цена (руб.)
348
Драматическая трилогия А.Н. Островского: «Не в свои сани не садись»; «Бедность не порок» — «Гроза» — «Бесприданница»
Курсовая работа Теория + практика 12 и 17 2012 350

В архиве находится 2 разные работы по одному и тому же заданию

Задание

Драматическая трилогия А.Н. Островского: «Не в свои сани не садись»; «Бедность не порок» - «Гроза» - «Бесприданница»
Ход коллоквиума:
Мы исходим из того, что «славянофильские» пьесы («Не в свои сани…»; «Бедность не порок»), «Гроза» и «Бесприданница» объединяются сквозным сюжетом в целостную трилогию. Ее основная тема: расцвет («славянофильские пьесы»), крушение «патриархальной» идиллии купеческого мира («Гроза»), а впоследствии его неизбежная смена новым, «европейским» культурным укладом («Бесприданница»). Какие духовными обретениями и потерями сопровождается этот болезненный процесс, чем, по Островскому, Россия «новая», «европейская» отличается от России «старой», «купеческой», как это отражается на мироощущении главных героев пьес, их отношении к основным нравственным, духовным ценностям (семья, любовь, Вера), культуре «европейской» и «русской»? Как решается Островским вопрос об исторических судьбах России?
Коллоквиум включает в себя три части. Необходимо письменно, опираясь на рекомендованную научную литературу, ответить на вопросы плана каждой части. При этом не обязательно отвечать на каждый вопрос (они даются для общего ориентира). Ответ на план каждой части может носить и целостный характер. Главное условие: в основе работы должно быть сквозное сравнение рекомендованных пьес А.Н. Островского с точки зрения выявления в них целостного замыслы всей трилогии.
 
Часть I. «Славянофильские» пьесы А.Н. Островского 1850-х гг. (народные комедии «Не в свои сани не садись». «Бедность не порок»). Купеческий быт как идиллия.
1.    А.Н. Островский и молодая редакция журнала «Москвитянин». Причины и суть «патриархальной утопии» драматурга. «Домострой» как идеальная форма семейно-бытовых отношений.
2.    Как отражается патриархальная утопия Островского в конфликте и в сюжете «народной комедии» «Не в свои сани не садись». Образ купца Русакова как тип подлинно народного характера: система нравственный ценностей.
3.    Любовный конфликт пьесы. Образ Дуни. Взаимоотношения отца и дочери. Идеальная модель патриархальной семьи в пьесе. Смысл счастливого финала.
4.    Сатирический образ Вихорева как «просвешенного» человека, «европейца» и горожанина. Нравственно-философский смысл антитезы «Русаков-Вихорев».
5.    Как углубляется семейный раскол в «народной комедии» «Бедность не порок»? Конфликт Любима и Гордея Торцова как следствие общей ситуации вторжения в патриархальный быт ложных ценностей «западнического», «городского» уклада жизни. Образ Африкана Африканыча Коршунова в пьесе (сравни с Вихоревым). Ориентация сюжета пьесы на мольеровскую комедию «Мещанин во дворянстве».
6.    Любовный конфликт комедии (Митя, Люба и Гордей Торцов). «Образованность» Мити и «образованность» Гордея. Роль Любима в разрешении конфликта.
7.    Образ Любима Торцова как идеальное сочетание «национального» и «европейского» в пьесе. Притча о блудном сыне как основа сюжетной линии Любима.
Литература:
Журавлева А.И. А.Н.Островский-комедиограф. М., 1981. С.83-106.
Энциклопедия литературных героев: Русская литература второй половины XIX века. М.: Олимп, 1997 (только это издание!). С.308-312; 347-348.

Часть II. Драма «Гроза». Купеческий быт как трагедия.
1.          Семья Кабановых и семьи Русакова и Торцовых. Как изменилось по сравнению со «славянофильскими» пьесами 1850-х гг. отношение героев к патриархальным устоям купеческого быта? Мотив «последних времен» (модифицированный романтический мотив рока) в пьесе и его выразители (Кабанова, Феклуша, сумасшедшая барыня). Образ-символ грозы и его библейские проекции в сюжете пьесы (см., например, разговор обывателей в начале 4-го действия  пьесы).
2.          Катерина – «темное царство». В чем суть конфликта? Соотнесите характер Катерины с характерами Кабанихи и Дикого (привычки, воспитание, вера). Патриархальные обряды в жизни Катерины и семейства Кабановых. См. разговор Катерины с Варварой (д.1, явл.7) и сцену прощания с Тихоном.
3.          Катерина – Борис. Мотив искушения в пьесе, его демоническая природа в оценке Катерины. Соотнесите образ Бориса с образами «искусителей» -  «просвещенных» горожан, «европейцев» Вихорева и Коршунова. Роль сюжетной линии «Варвара – Кудряш» в пьесе.
4.          В чем суть внутреннего конфликта Катерины? Роковой характер чувства к Борису и жалость к Тихону. Объясните смысл внутренних противоречий и покажите этапы развития внутренней драмы героини. Мотив «утраченного рая» и его символическое выражение в монологах-исповедях героини.
5.         Финал. Символика обрыва и мотив «полета» в пьесе. Сопоставьте пейзажную экспозицию к 1 действию и к 5 действию и сделайте вывод о причине кольцевой композиции драмы. Проблема трагической вины Катерины и авторская оценка самоубийства героини.
Литература:
Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С.196-112.
Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М., 1973. С.133-157.
Учебник для 10 класса СШ. Русская литература XIX века. В двух частях. Ч.II. М.: Просвещение, 2001. Под общей ред. В.И.Коровина (только это издание!) Глава об Островском блестяще написана Н.Л. Вершининой.

Часть III. «Бесприданница» как заключительная часть драматической трилогии А.Н.Островского.
В данной части коллоквиума студентам предлагается подумать над заключительной стадией описанного исторического процесса, когда на смену России «купеческой» приходит Россия «европеизированная». Для этого необходимо сравнить структуру конфликта «Грозы» и «Бесприданницы» по следующему плану:
1)    роль пейзажной экспозиции и начальных явлений I действия (описание обрыва, картины Заволжья, привычек местных обывателей); место Волги и природы в мечтах о счастье Катерины и Ларисы;
2)    мотив рока в драмах и роль второстепенных персонажей (Феклуша, старая барыня, Робинзон, обыватели) в его создании;
3)    Катерина – Борис; Лариса – Паратов. Лариса – Карандышев. Как меняется переживание героинями любви? Как изменяется содержание и смысл песен и снов в духовном мире каждой героини?; насколько созвучны исполняемые Ларисой романсы ее внутреннему состоянию?
4)    Смысл финала: самоубийство Катерины и гибель Ларисы. Сравните содержание предсмертных монологов героинь. Насколько значимы для каждой в этот трагический момент вопросы Веры, покаяния, отношения к Богу?
Литература:
Отрадин М.В. «Бесприданница» А.Н.Островского // сб.: Анализ драматического произведения. Л., 1988.
Лебедев Ю.В. Россия 1870-1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» Островского // Ж-л «Литература в школе», 1996, № 4-5.





  •  


/td